Столкновение с бездной
В прошлом году жизнь российской экономики перестала быть прежней. «Ковровые» санкции поставили ее на край пропасти.
В прошлом году жизнь российской экономики перестала быть прежней. «Ковровые» санкции поставили ее на край пропасти. Однако ожидаемого многими срыва в бездну и мгновенной гибели не произошло, констатирует сегодня «Bloomberg»: внутри российского бизнеса и государства нашлись силы, которые во многом нейтрализовали и замедлили сокрушительное воздействие тысяч санкций. Вместе с тем этот растянутый во времени удар продолжает сотрясать устои экономики страны, лишать ее ресурсов, доходов, технологий, перспектив роста. Ситуацию мы обсудили с доктором экономических наук, директором Центра исследований постиндустриального общества Владиславом Иноземцевым.
– Каковы основные угрозы для российской экономики в 2023 году?
– Прежде всего, исчерпание резервов и бюджетный дефицит, который, я полагаю, как минимум вдвое превысит официально прогнозируемые 2,9 трлн рублей, абсолютно точно уйдя к отметке в 6 трлн. В 2022 году нефтегазовые доходы составили, по официальной отчетности, около 11,7 трлн рублей, но в 2023м, скорее всего, не превысят 6,5 трлн. Дыру придется както затыкать, тем более что государственные расходы будут расти в течение всего года. Сейчас это можно будет сделать за счет средств Фонда национального благосостояния. Конечно, часть этих денег – фикция: там ведь формально числятся не только юани, но и «токсичные» евро и фунты стерлингов. Продажа их Банку России будет замаскированной эмиссией – но всё же не менее 4–5 трлн реальных рублей в ФНБ имеются. И если правительство займет на внутреннем рынке 3–4 трлн рублей и произведет эмиссию еще 2–3 трлн, это не разгонит серьезным образом инфляцию на фоне невысоких зарплат, низкой покупательной способности населения, его тяги к сбережениям по причине неопределенности и угроз. Тем не менее основной вызов 2023 года я вижу в следующем: и спецоперацию, и острую фазу санкций, и, соответственно, стимулирующие российскую экономику действия стоило бы закончить за 6–12 месяцев. Иначе нет смысла ничего прогнозировать дальше лета 2024 года.
– В какой степени бизнесу удалось решить те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году, – разрушенная логистика, потерянные рынки сбыта (в основном в Европе), рухнувший спрос, сложности при расчетах с контрагентами за рубежом?
– Если говорить про ритейл, то многие проблемы, лежавшие на поверхности, они в целом решили. Сегодня те товары, что ранее завозились из Европы, поступают в Россию через Турцию, Казахстан, Сингапур. Новые айфоны приходят через Эмираты и продаются как обычно. Многие западные компании так и не покинули Россию либо же формально сделали это, но продолжают сотрудничать через посредников. Так что в их заявлениях и публичных действиях немало лукавства. Если бы «Apple» ушла не на словах, а на деле, она бы отключила поддержку российских пользователей и заблокировала все свои телефоны (их местоположение прекрасно отслеживается) на территории РФ. Но такого и близко нет!
Куда хуже ситуация с комплектующими: наладить адекватную замену не удается. Я уж не говорю про самолеты и автомобили, чьи детали не поставляются в Россию. Запчасти приходят окольными путями, но всякие технологические новшества не поддерживаются. Например, компьютерная начинка автомобилей. Естественно, автопром встал. Простаивают и мощности, созданные в сотрудничестве с западными компаниями, – особенно те, что занимались сборкой и наладкой промышленного оборудования. Частный сектор, который был завязан на Европу и другие «недружественные» страны, понес тяжелейшие потери. Конечно, по инерции колесики экономики будут и дальше крутиться, но развитие остановилось, и прогресса не следует ждать практически нигде.
– Давайте рассмотрим конкретный пример. В марте прошлого года розничные цены на офисную бумагу формата A4 взлетели с 300–400 рублей (за пачку в 500 листов) до 1000–1500 рублей. И остались такими по сей день. Почему?
– Эта проблема нерешаема. Возьмем для сравнения пример с дешевой одеждой, которая завозилась ушедшими из России европейскими компаниями через официальных дилеров. Фабрики по ее производству расположены в основном в Марокко, Турции, Тунисе, Бангладеш, и нашим торговцам удалось наладить поставки напрямую оттуда, без лейблов престижных марок. А вот офисная бумага делается в России, с использованием финской белой краски и еще какихто дополнительных импортных компонентов. Они исчезли, и их приходится покупать через третьи руки втридорога, а импорт самой бумаги давно прекратился. Это отражается на конечной цене. Словом, многое из того, что завозится к нам в виде готовой продукции, – например, компьютеры – практически не подорожало. Чтобы бумага снова продавалась по 400 рублей, ее надо возить из Европы (в Берлине в розничной сети я летом покупал пачку за 3,99 евро, то есть за 350 рублей) большими партиями, но это бы подорвало позиции любимых властями отечественных производителей. Что же до сложных товаров, которые производятся в самой России по западным технологиям, то тут сложно чтото изменить. Такие вещи отслеживаются гораздо лучше. Никто ни в одной стране не придаст внимания ситуации, когда ктото приобрел сто айфонов и кудато увез. Совсем другое дело, если поставляется оборудование для целлюлознобумажной отрасли или машинокомплекты. Все понимают, куда идет этот товар.
– В какой степени оправдались надежды на Китай и другие «дружественные» страны как на антисанкционную панацею?
– В целом они оправдались, хотя чегото сверхъестественного ждать не стоило изначально. С одной стороны, неожиданно открылись столь крупные альтернативные рынки энергоносителей. Никто никогда не рассматривал Индию в качестве лидера среди покупателей российской нефти. Та же Турция может еще больше нарастить закупки нашего сырья, чтобы перерабатывать и поставлять нефтепродукты в Европу. Что касается замещения критически важных технологий, тут на Китай рассчитывать и не приходилось. Эта страна не станет портить отношения с западными компаниями ради России, чтобы, например, поставлять нам запчасти к самолетам «Airbus» (напомню: именно в КНР находится единственный завод по их производству за пределами Европы) в нарушение санкций. Та же история с банками: Пекин никогда не кредитовал Москву и впредь не намерен, а сотрудничество китайских банков (которым есть что терять на мировых рынках) с российскими носит формальный характер. В общем, часть ожиданий оказались заведомо нереализуемы, зато другая часть оправдалась. Например, можно не опасаться, что нашу нефть не удастся продать: при текущих огромных дисконтах она всегда найдет свою нишу. То же касается и контрабандных поставок полупроводников и продукции двойного назначения, которые идут к нам в основном через Гонконг. В случае, когда речь идет о фирмаходнодневках, китайские регуляторы не слишком обращают внимание на санкции. Допустим, прошли какието поставки, можно закрыть фирму, объявить, что ее счета заблокированы (даже если американцы пришлют бумагупредписание), и на этом всё закончится.
– Как можно оценить те антикризисные и антисанкционные меры, что власти РФ предпринимают сегодня, насколько они адекватны текущим вызовам?
– Работа идет в двух основных плоскостях – публичной и неафишируемой. В первом случае речь идет о поддержке оборонных отраслей, бизнеса, государственных инвестициях и инфраструктурных проектах. Эта часть деятельности государства призвана продемонстрировать некие его практические достижения. В декабре российские СМИ постоянно рассказывали, что мы строим больше дорог, достигли рекордных объемов жилищного строительства и тому подобное. Главное внимание уделяется отраслям, которые обеспечивают занятость, стимулируют экономическую активность и рост ВВП. Всё это нужно для официальной отчетности. Очевидно также, что власти будут индексировать зарплаты бюджетникам, стараться минимизировать безработицу, оказывать поддержку банкам в случае необходимости.
Что касается невидимых глазу усилий, в основном они связаны с налаживанием поставок российского сырья за рубеж и сохранением их объемов. В этой деятельности активно участвуют и частные компании, и государство. Конечно, освоение новых рынков происходит с использованием разного рода теневых схем и приемов: здесь и перегрузка нефти с судна на судна в море, и полулегально оформленные договоры и скидки. Кроме того, было много подстелено соломки, чтобы не упасть слишком больно. В частности, по информации «Financial Times», в качестве превентивной меры Россия закупила более сотни нефтеналивных танкеров – конечно, в основном устаревших, но это не так важно. Сейчас они не задействованы, поскольку санкции против перевозчиков так и не вступили в силу: сделки пока идут по ценам ниже потолка. В целом эти два направления работы – официальное и теневое – оказались эффективны на сегодняшний день.
– На Ваш взгляд, с какими макроэкономическими показателями (в частности, по ВВП, инфляции и доходам населения) Россия завершит 2023 год, насколько они разойдутся с официальными прогнозами, скажем, Минэкономразвития?
– В этом году ВВП упадет на 2–2,5% (а не на 0,8%, как у ведомства Решетникова), инфляция составит около 9,5–10%, но никак не 5–6%, бензин и прочее топливо будут быстро дорожать на внутреннем рынке. В прошлом году цена бензина фактически стояла на месте при инфляции свыше 10%. Профицит торгового баланса будет раза в четыре меньше, чем в 2022м, курс доллара – около 82 рублей к концу года. Доллар будет усиливаться темпом, сопоставимым с инфляцией: 120 рублей за единицу мы не увидим ни в этом году, ни в следующем. Реальные доходы упадут минимум на 3–3,5%, поскольку в экономике нет движка, который мог бы их запустить. Военнопромышленный комплекс их однозначно не «вытащит». О безработице говорить нет смысла: абсолютно непринципиальный, формальный и непрозрачный показатель. Кто чем реально занят на рынке труда, официальная статистика не знает. Плюс по итогам года отток населения за рубеж наверняка составит тысяч пятьсот, а общая (с учетом смертности) убыль – больше миллиона.
– В 2022 году за границу перебралось более миллиона россиян. По демографии это явно ударило. А по экономике?
– У меня нет четкого понимания последствий. Общие потери (с учетом 300 тысяч мобилизованных и миллиона уехавших) – это около 2% рабочей силы, может, чуть больше. Но вопрос в том, насколько деятельность этих людей учитывалась в официальной статистике. Ведь многие занимались фрилансом, например, айтишники. Показатели ВВП и занятости не связаны напрямую: условно говоря, если эмигрировало 2% населения, но при этом заработная плата оставшихся выросла на 3%, на ВВП это никак не повлияет. Ясно, что с учетом серьезного дефицита рабочей силы, который в России возник впервые за последние годы, некоторые зарплаты растут.
– Что сейчас будет происходить с уровнем жизни рядовых россиян, насколько обострится проблема бедности?
– Несомненно, общий уровень жизни будет падать. Хуже остальных придется среднему классу, всем, кто работал в коммерческом секторе, получал зарплату от 80 тысяч до 300 тысяч рублей. Эта социальная категория оказалась между молотом и наковальней: денежные резервы иссякают, источники дохода (в частности, связанные с интернетом) – исчезают или рушатся. Одновременно переходят в разряд недоступных привычные товары и услуги. По итогам 2022 года самое серьезное (чуть ли не на 160%) подорожание коснулось авиабилетов и разного рода турпутевок, особенно зарубежных. В ресторанах чеки растут очень быстро, программа кинотеатров сузилась буквально до одного отечественного фильма «Чебурашка», отовариваться в иностранных интернетмагазинах невозможно, западные онлайнсервисы закрыты. Словом, прежний образ жизни перестал существовать. Что касается бедности населения в широком, классическом смысле слова, она будет расти очень умеренно. На сегодняшний день это явно не самая болезненная тема.
– Тарифы на жилищнокоммунальные услуги индексировались в прошлом году дважды и в целом явно на более высокую величину, чем официально заявленные 9%. С чем это связано?
– У меня ощущение, что российские энергетические компании за счет повышения тарифов пытаются сделать внутренний рынок более прибыльным для себя. Цель – добиться если не старых показателей экспортной прибыли (это недостижимо), то, по крайней мере, частично компенсировать понесенные на внешних рынках потери. В России «Газпром» до кризиса продавал 70% добываемого газа, на котором работала основная масса электростанций. А за границей сегодня особо не разживешься. Одно время Китай, куда в основном идет наш газ, покупал его по цене чуть ли не в восемь раз дешевле, чем европейцы. В условиях эмбарго на поставки нефтепродуктов в России довольно быстро будет дорожать бензин и всё, что касается коммунальной энергетики. Это та рента, которую население обречено выплачивать нашему «национальному достоянию».
– Какие уроки нашей экономике преподал прошлый год и какие откровения может преподнести 2023й?
– Основной урок – не следует ждать какихто обвалов. Их все прогнозировали в конце февраля 2022го и в сентябре, после объявления частичной мобилизации. Но, повторюсь, российская экономика предельно устойчива к тем шокам, что не перерастают в панику. Мобилизация вызвала панические настроения не в обществе в целом, а у миллиона граждан мужского пола – тех, кто создал гигантские очереди на погранпунктах. Приятно удивили меня и решительные действия Банка России и Минфина, которым в марте удалось погасить валютную и финансовую панику. И теперь я не жду ничего такого, что могло бы российскую экономику обрушить. Но спад продолжится, никакого возобновления роста не будет ни при каких обстоятельствах.
Георгий Степанов
Последние новости
Как правильно утилизировать старый частотный преобразователь?
Рассматриваем безопасные и экологичные способы утилизации ЧП
В Смоленской области насчитали 14 городов с благоприятной городской средой
По итогам прошлого года число городов с благоприятной средой в России увеличилось до 920, среди них – 14 смоленских.
Добавить в мульчу — и слизни «откидываются» уже от запаха: реальное спасение для дачи
Слизни представляют собой одну из самых серьезных проблем для всех дачников — побороть их задача не из легких.
Единая транспортная карта позволяет экономить на поездках в общественном транспорте
С 1 апреля владельцам ЕТК по абонементу «Гражданский» доступна одна пересадка в течение 45 минут для поездки на городских маршрутах муниципального транспорта.