24.07.2023

«Кентавр» в Смоленске. В России научились снимать триллеры

13 июля на российский экран выкатилась настоящая «бомба на колесах» - жесткий триллер с элементами саспенса Кирилла Кемница «Кентавр» с Юрой Борисовым и Анастасией Талызиной в главных ролях.

13 июля на российский экран выкатилась настоящая «бомба на колесах» - жесткий триллер с элементами саспенса Кирилла Кемница «Кентавр» с Юрой Борисовым и Анастасией Талызиной в главных ролях.   
Критики уже успели назвать «Кентавр» очередным успехом нового отечественного кинопрома, который после «санкционного» ухода от давления голливудского «шлака» на зрителя стремительно развивает жанровую палитру.   

                                            «Торт» с начинкой из… страха

Свято место пусто не бывает. Некогда загнанный американскими киноакадемиками и иже с ними Вселенной Marvel в яму кинематограф России уверенно набирает обороты. На экранах наблюдается всплеск жанров, которые еще пять лет назад со скрипом удавалось реализовывать, и эти поделки были весьма сомнительными и вызывали у прикормленного Голливудом зрителя раздражение и гомерический смех.

Жанровое многообразие не только ширится, осваивает нечто новое (роуд-муви, хотя «Балладу о солдате» Чухрая вполне можно отнести к «дорожному кино»), но и, к чести нашей киноиндустрии, возрождает забытую стилистику развлекательных российских проектов – научную фантастику и приключенческие ленты. За примерами далеко ходить не нужно: за последние два года фантастику поддержали картины Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова «Хронос» и «Сквозь время» Александра Богуславского, детективно – приключенческий колорит освежила работа Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех».           

Ситуация с хоррором и саспенсом более сложная, но и в этой сфере есть заметные продвижки.

Мастер ужасов Альфред Хичкок называл свои фильмы «тортами» - он умел с наслаждением смаковать страх. Саспенс в кино – пример эстетического переживания страха с помощью растягивания его на максимально длительный промежуток времени. Состояние психологического ступора, в который впадает жертва в момент неизбежного приближения смертельной опасности.     

Снять настоящий, леденящий душу саспенс, нуар или хоррор невероятно сложно, наверняка так же, как и сделать по-настоящему смешную и озорную, а не вымученную комедию. Однако и в этой области мы начинаем делать заметные успехи, что не может не радовать после почти сорокалетнего перерыва с момента триумфа фильма Станислава Говорухина «Десять негритят». Картина Говорухина осталась в анналах как образец блестящего психологического триллера, о котором в  2015 году с пиететом отзывался американский кинокритик Фил Холл: «…Фильм «Десять негритят» разрывается между кадрами, которые заставляют вздрогнуть, и сценами, пронизанными тревогой и нервами». 

С тех пор особо гордиться было нечем. «Первая ласточка» выпорхнула на экраны в 2018 году, получив положительный отклик известного киноведа Кирилла Разлогова, который посвятил работе ученицы Юрия Арабова Натальи Першиной целый выпуск своей программы «Культ кино». «Мертвые ласточки» - хоррор на фольклорной основе с элементами сапспенса -получился действительно загадочным, зловещим, мрачным и нравоучительным.   

Першина не ставила перед собой задачу испугать зрителя до икоты и дрожи в коленях. Для реализации своей идеи (использовать природу в корыстных интересах смертельно опасно – она непременно жестоко отомстит) режиссер создала на экране особую, гнетущую и мистическую атмосферу страха, на подсознательном уровне бередящую человеческую психику. Казалось бы, ничего не происходит: солнышко светит, птички поют, а жуть берет!

Месть природы подлому, ненадежному человеку, хоть и наделенному исключительным даром, в «Мертвых ласточках» принимает конкретную визуальную форму, превращаясь из инфернальной абстракции в пугающую метафору - приговор.   

«Кентавр» Кирилла Кемница синтезирует в «теле» фильма несколько жанров – нуар, саспенс, классический хоррор, психологический триллер и роуд – муви.

                                  Симбиоз машины и человека

Главную роль в фильме Кемница играет Юра Борисов – невероятно интересный актер с харизмой и необычной органикой, помогающей ему создавать яркие, выпуклые и запоминающиеся образы. Достаточно вспомнить его марксиста – экспроприатора в фантазии Михаила Локшина «Серебряные коньки»!   

Алекс Борисова подчеркнуто театрален, в его безумных глазах время от времени вспыхивают дьявольские огоньки пламени – предвестники недалекого пожара и неизбежных перемен. За Алексом – сила. Огромная и разрушительная. Алекса ждет трагический финал, возвеличивающий мрачный романтизм его нигилистической натуры. Не зря этот демонический персонаж даже внешне похож на главного героя драмы Иштвана Сабо «Мефисто» (1981) в исполнении Клауса Марии Брандауэера.

Еще одна блестящая роль Юры Борисова сыграна им в драме Бориса Акопова «Бык». У бандита Тохи - «Быка» кардиомегалия, или синдром «бычьего сердца». Про него так и говорят: «У него сердце». В сущности, этот прошедший армию и зону «бычара» - хороший человек. Идеалист, готовый «бычиться» за демократию и настоящую справедливость. Он, словно балабановский Данила Багров, так и говорит: «Хочу, чтобы по совести было. Свободы хочу…». Тоха наивен, как малое дитя: не будет по совести. И свободы не будет. Финальная цитата «Быка» взята из «Леона» Люка Бессонна. Антон Быков погибает в точности, как большое бессоновское дитя – киллер Леон. И тут уже рвется сердце у тебя самого, и душат слезы. Здесь не прокатывает слоган из «Бумера» «Никого не жалко…».

В «Кентавре» Кемница Юре Борисову снова пришлось перевоплотиться в человека с серьезной физической патологией. У таксиста Саши больные ноги, и каждый шаг дается ему с огромным трудом. Парень нашел выход – сросся телом с автомобилем комфорт - класса, превратившись в мифического кентавра – полуконя, получеловека. Именно это обстоятельство и объясняет название фильма: перед нами возник этакий современный железный кентавр с душой и сердцем человека.

Саша предпочитает «бомбить» с наступлением темноты. «Ночью совсем другая жизнь», – спокойно произносит столичный «кентавр», и в этом умозаключении звучит мудрость человека, столкнувшегося с одиночеством, сквозящим в его глазах, и неустроенностью в обычной «дневной» жизни. Его автомобиль - привередливый и опасный аппарат, «костыли», которые не прощают ошибок. И все же Саша совершит ошибку – возьмет на борт эскортницу Лизу (Анастасия Талызина). Всего за одну ночь Лиза перевернет его жизнь, до краев наполнив ее ужасом смерти и безысходностью, необходимостью в считанные секунды принять единственно правильное решение.

Саша – отменный психолог, пытливо исследующий человеческую природу. Он любит вести ночные разговоры с пассажирами – в темноте салона они становятся откровенными, срывают с себя маски благопристойности и лицемерия. Он раскусывает их порочную натуру с первого слова. Род занятий Лизы для него уж точно не тайна, да и девушка в долгу не остается, дает понять парню, что догадалась о его проблеме. Проблеме, которую решит операция за семь миллионов. Саше интересно с этой не лишенной очарования и острого ума особой. Она куда привлекательней неверного мужа, возвращающегося домой из «командировки», или самоуверенного и наглого мажора – криптовалютчика. Поэтому Александр соглашается всю ночь катать симпатичную эскортницу по адресам богатых извращенцев, жаждущих изысканных удовольствий и плюющих на общественную мораль. Лиза и Саша, преследуемые подозрительным черным внедорожником, отправляются в полное опасностей путешествие. Чужие друг другу, скрывающие правду о себе, они не знают, что впереди их ждет встреча с привилегированным чудовищем, безжалостно убивающим девушек и прячущим трупы в одной из «заброшек» за МКАДом. Встреча, которая сблизит две одинокие и никому не нужные человеческие души.

Практически все действие триллера Кемница происходит в замкнутом пространстве – в салоне авто за разговорами, приближающими картину к жанру глубокой психологической драмы. Локации – фасады апартаментов, особняк, лесополоса, гаражный кооператив, заброшенная многоуровневая парковка – сменяются, как в калейдоскопе, мелькают за лобовым стеклом автомобиля и, ослепив сидящих в салоне всполохами неона, тонут во тьме. Но скучно не будет: бешеного драйва в «Кентавре» предостаточно. Фильм балансирует на грани нуара, срываясь в безумный экшн, и местами пытается взять высокую и пронзительную ноту саспенса, которая находит выражение в нарастающей тревоге и полной ужаса безысходности, превращающей живого человека в игрушку в чужих руках. Что за маньяк орудует в огромном городе, неизвестно. Быть может, это и есть не на шутку обиженный жизнью инвалид - Саша? Ночным охотником за женским телом может оказаться любой, кто повстречался на пути таксисту, и давать разгадку создатели фильма не спешат, подбрасывая деталь за деталью и акцентируя на важных мелочах внимание зрителя. Нервное напряжение нарастает, эмоциональный градус близок к кипению.

Появление инфернального Сергея Гилева с мертвыми глазами, существа из потустороннего мира, приближает городское роуд - муви к неожиданной, предельно жесткой и кровавой развязке. Гилев – человек-загадка, он явно не тот, за кого себя выдает. «Ружье» оглушительно выстрелит в финале, перевернув чью-то грязную игру с ног на голову.     

В «Кентавре» чувствуется ювелирная операторская работа со светом, звуковой дизайн на высоте – шумовая атмосфера ночного мегаполиса передана великолепно. Композитору Дарье Чаруша удалось написать невероятно атмосферный гремучий саундтрек, передающий суть происходящей на экране эстетской мясорубки.

Да и сама машина Саши с мощным движком – мифологический проводник, который знакомит зрителя со всеми кругами городского ада, - еще один главный герой картины, полноценный персонаж, обретающий свойства одушевленного существа и раскрывающий бесчеловечную, аморальную и греховную сущность пассажиров такси, которые к финалу не становятся лучше. Напротив, в дарвиновской борьбе за существование открывают в себе звериные качества. Способность убить, если того потребует критическая, патовая ситуация. Комфорт-класс Саши – своеобразный драйвовый тест на человечность, нафаршированная гаджетами механическая «лакмусовая бумажка», которая расставляет точки над «i».    И низвергает нечистивцев в настоящий Ад, возврата из которого нет.

Триллер Кирилла Кемница «Кентавр» вызовет интерес массовой аудитории и будет одинаково любопытен как желающему развлечься зрителю, так и вдумчивому киногурману, получающему удовольствие от разгадки полного интригующих перевертышей ребуса.

Фото:  kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова

Последние новости

О старте «горячей линии» по вопросам вакцинопрофилактики (в рамках Всемирной недели иммунизации)

В период с 22 по 30 апреля 2024 года (в рамках Всемирной недели иммунизации) Управление Роспотребнадзора по Смоленской области проводит «горячую линию» для консультирования граждан по вопросам вакцинопрофилактики.

Всероссийская горячая линия по профилактике клещевого энцефалита и инфекций, передающихся клещами

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области информирует, что в период с 30.04.2024 по 13.05.2024 организована работа тематических «горячих линий» и консультаций по по профилактике клещевого энцефалита и инфекций,

Ярцевчанин обокрал аптеку в Смоленске

В дежурную часть полиции в Смоленске поступило сообщение о краже лекарственных препаратов из аптеки, расположенной по улице Петра Алексеева.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *