Неюбилейный разговор
Десять лет назад решением Смоленского городского Совета № 1215 от 31 августа 2009 года площадь Смирнова была переименована в площадь Победы.
Десять лет назад решением Смоленского городского Совета № 1215 от 31 августа 2009 года площадь Смирнова была переименована в площадь Победы.
Инициировал переименование площади Смоленский городской Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, что, бесспорно, было похвально и правомерно. Городгерой и столица региона, в котором есть два города Воинской Славы – Вязьма и Ельня, – явление уникальное на географической карте и в истории России. Смоленску площадь Победы была просто необходима, и она появилась, сохранив при этом прежний облик. В год 70летия Победы в Великой Отечественной войне на площади Победы появился памятник «Защитникам Смоленска». Монументальная скульптура работы Игоря Чумакова стала архитектурной доминантой площади. На этом преобразования, связанные с переименованием, закончились. Жители Смоленска привыкли к новому названию бывшей площади Смирнова и воспринимают площадь Победы в основном как транспортную развязку, откуда идут трамваи и маршрутные такси в разные концы города.
Такой ли должна быть площадь с сакральным названием в городегерое Смоленске? Об этом – гости «СН»: народный художник России, живописец и график Геннадий Намеровский , заслуженный художник России скульптор Валерий Гращенков и известный дизайнер Юрий Трусов .
Г. Намеровский: Прежде чем пришивать пуговицы, надо приобрести пиджак.
– Это Вы к чему, Геннадий Васильевич?
Г. Намеровский: К переименованию площади Смирнова в площадь Победы.
– А что лично Вас не устраивает?
Г. Намеровский: Как таковой площади‑то нет. Нет архитектурнохудожественного решения. Название великое, символичное, но площадь под него не организована.
Ю. Трусов: Я добавлю. Геннадий Васильевич правильно подметил, что не было и нет никакого архитектурнокомплексного подхода к организации одного из самых главных в нашем городегерое пространства, и более того – появилось то, чего не должно быть. Прежде всего я имею в виду крыши подземных переходов, которые перекрыли и тем самым уничтожили красивые виды на город со стороны площади. Но главное то, что они ни стилистически, ни композиционно не вписались в эту площадь. Этим техническим, ангарным объектам не место в центре древнего города. Нужны были какие‑то иные формы, потому что эти крыши перекрывают главный бренд Смоленска – Крепостную стену. Причём с одной стороны они закрыли Крепостную стену, а с другой – памятник Тёркину, который и так был плохо виден с площади. А тут ещё поставили эти ангары, причём из поликарбоната. Наверное, был ответственный человек – главный архитектор, надеюсь, что было какое‑то обсуждение перед установкой всего этого безобразия. Видимо, эти люди до сих пор живы. Как, интересно, они спят, сотворив такое «произведение»? Вообще, там много несуразностей. Парк Пионеров, которых давно отменили. За бетонными буквами, удостоверяющими это название, – памятник малолетним узникам фашистских концлагерей. Никто не спорит, памятник нужный, важный, но возникает вопрос: кто этот умник, установивший сразу за бетонной стелой этот памятник? И почему до сих пор никто не поднимает этот вопрос? Я не призываю переносить памятник в другое место, но организовать вокруг него пространство необходимо. То, что мы видим сегодня, просто нелепо.
В. Гращенков: Стелу «Парк Пионеров» собирались убрать, но всё осталось на словах. А ужасные металлические заграждения вокруг площади? Они никак не связаны с общим ансамблем. Кто их утверждал? Я думаю, что люди, которые их предлагали и утверждали, об этом не думали. Всё делается втихую. Знаете, я насчитал то ли пять, то ли больше различных видов остановок общественного транспорта. На площади Победы может такое быть? С одной стороны – одна модель, с другой – другая. Суть моих слов в том, что в Смоленске нет человека, который бы нёс за это ответственность. Площадь надо организовать, а некому. В Смоленске нет главного архитектора.
– Меня, например, смущает торговый центр под названием «Кинотеатр «Октябрь». Собственно, не само здание, а расположенные вокруг него плохо исполненные баннеры, сообщающие о том, что в нём продаётся. На площади Победы подобная реклама совершенно неуместна, на мой взгляд.
Ю. Трусов: Всё правильно. Торговать надо в специальных помещениях или на рынках. А что касается кинотеатра – это отличный образец архитектуры сталинской эпохи. С автором проекта мне довелось общаться. Это Виктор Каменков, профессор Строгановки, и он в моей судьбе сыграл немаловажную роль. Таких памятников в Смоленске было несколько: на Колхозной площади – крестьянки с поросятами и снопами в руках, спортсмены у входа на стадион «Спартак». Их для чего‑то снесли и это, конечно, большая потеря для города. Наверное, когда их уничтожали, тоже какой‑нибудь архитектор ставил свою подпись. Я хорошо помню только одного главного архитектора города, с которым Смоленску очень повезло. Это Герман Германович Соосар, который не боялся спорить с властью, и начальство, по результатам его деятельности, пожимало ему руку за профессиональную организацию архитектурного пространства. А сегодня? И точечная застройка города, и памятник малолетним узникам фашистских концлагерей в парке Пионеров. Это же додуматься надо! А замыкающий площадь великолепный памятник Тёркину, который за переходами и деревьями практически не виден?
В. Гращенков: Это туристический объект, который, когда идёшь по городу, действительно не виден. Его просто необходимо открыть, пожертвовав несколькими деревьями.
Ю. Трусов: А в торцовой части площади, там, где остановки общественного транспорта, вообще что‑то непонятное происходит. То ларьки убирают, то они опять растут как грибы. Ладно, если бы они были спроектированными, типовыми, а то каждый хозяин ставит ларёк на свой вкус. Это ведь как пища, которой мы травимся. Только пища для глаз.
В. Гращенков: Главное, что мы травим подрастающее поколение. Эстетический вкус надо воспитывать не тогда, когда человек сложился, а когда он формируется. Раньше власти всётаки спрашивали совета, доверяли специалистам или хотя бы с ними спорили. Сейчас об этом речи нет.
– Странно, ведь и при администрации города, и при администрации области есть советы по культуре, где все эти вопросы должны обсуждаться.
В. Гращенков: Там эти вопросы не обсуждаются. Всё решают чиновники и ветераны.
– Всё правильно. Они ведь инициаторы.
В. Гращенков: Одно дело – инициатива, другое – воплощение. Недавно мы были у заместителя главы города Тамары Яковлевны Максимчук, где я этот вопрос поднимал. К конкурсам, которые у нас проходят, нужно относиться серьёзно. Например, когда принимали проект памятника «Защитники Смоленска», мнение спросили у двух специалистов. Они его высказали, но никто его не обсуждал. Просто поставили на голосование. Присутствующие ветераны проголосовали «за», а специалистов никто и слушать не стал. Хотя были достойные варианты, в частности, скульптора Антонова из Твери. Профессиональный, образный, художественный проект. У монументальных памятников, поскольку они стоят в городской среде, важны пропорции, а у «Защитников Смоленска» пропорции смещены. Отсюда и результат. Обидно, ведь памятники остаются на века.
Ю. Трусов: Посмотрите, сколько у нас прекрасных памятников! И памятник Кутузову, и памятник «С орлами», и памятник Глинке, и Фёдору Коню. Пройдут десятилетия, но никто никогда не скажет, что это плохо.
– А каким образом можно переломить ситуацию? Ведь наверняка в городе ещё не один памятник появится?
В. Гращенков: Если этим начнут заниматься профессионалы, всё нормализуется. На серьёзные объекты можно привлекать дополнительные силы, тех же секретарей Союза художников России.
Г. Намеровский: Возвращаясь к площади Победы. Памятник Чумакова – это вопиющее безвкусие, которое останется на века. Конечно, инициаторам переименования площади нужно было начинать с архитектурнохудожественного решения. При всём уважении к ветеранам, главное слово должно быть за профессионалами.
В. Гращенков: Обратите внимание, какая малолюдная площадь Победы. Там не гуляют, разве что посидят на скамеечке, выйдя из «Октября».
Г. Намеровский: И подземными переходами мало кто пользуется.
В. Гращенков: Площадь складывается из отдельных фрагментов: стена, парк Пионеров, памятник Тёркину. Они все разные, не объединяемые в единое целое, а должны быть. И стена, вокруг которой всё должно объединяться, оказалась не при делах.
Ю. Трусов: В штатном расписании городской администрации должны быть должности главного художника, главного дизайнера и главного архитектора. В Брянске они есть, в Тюмени есть, в других городах, наверное, тоже, а в Смоленске нет. Почему?
В. Гращенков: Мало, чтобы они были. Главное, чтобы их слушали.
Г. Намеровский: Вношу предложение встретиться с главой города Смоленска Андреем Александровичем Борисовым и ознакомить его со всеми нашими предложениями.
Вот такой совсем не юбилейный разговор состоялся в стенах редакции «СН», который, может быть, заинтересует городские власти, и в Смоленске появятся специалисты, отвечающие за состояние городской среды, в том числе и за площадь Победы.
Беседовала Лариса Русова
Последние новости
Роспотребнадзор устроил рейд по смоленским магазинам для выявления опасных шпрот
Ранее в другом регионе были выявлены два случая заражения ботулизмом Смоленск, 21 декабря .
Роспотребнадзор в Смоленской области ищет опасные шпроты
У двух жителей Екатеринбурга выявлен ботулизм Смоленский Роспотребнадзор ищет в торговых точках региона шпроты, предположительно после употребления которых у двух жителей Екатеринбурга выявлен ботулизм.
Василий Анохин назвал главные результаты реализации нацпроекта «Здравоохранение» в Смоленской области
Губернатор Смоленской области: «За последние три года уровень осведомленности о бренде «Национальные проекты России» среди граждан достиг рекордных 91%» Губернатор Смоленской области Василий Анохин подвёл результаты р
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения