"Сердце пармы" в Смоленске, или Морок за 600 миллионов народных рублей
6 октября на российский экран вышел масштабный блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы».
6 октября на российский экран вышел масштабный блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы». Фильм заявлен как «прорыв в отечественном кинематографе».
П о молодости восторженной, признаюсь честно, увлекалась киноверсией фэнтези, лихо сработанной Питером Джексоном по легендарному роману – эпопее Толкина – родоначальника этого увлекательнейшего жанра. Объяснить причину любви к трилогии английского изобретателя мифологии удивительных миров и, в частности, эльфийского языка, несложно. Толкин, чье сознание перевернули ужасы Первой Мировой войны, в своем масштабном произведении о бытии Средиземья отразил реальную историю, зашифровав в фантастических символах легко узнаваемые реалии борьбы с фашизмом в Европе, и вывел под вымышленными этносами нации, проживающие на континенте. Если предельно грубо разделить границы между Светом, сражающимся с Тьмой, Мордор, понятное дело, - Третий Рейх. Гондор – Советский Союз, а остальные (Рохан и иже с ними) - союзники. Ну, или совсем не союзники.
Так или иначе, но трилогия Джексона на экране смотрелась на одном дыхании (особенно если опираться на текст в художественном, а не в «подстрочном» переводе). Время шло, «история стала легендой, легенда – мифом». Жанр фэнтези расцвел буйным цветом, появились и другие герои, завладевшие умами зрителей. Речь, конечно же, о телесериале «Игра престолов», снятом компанией NBO по мотивам фантасмагории Джорджа Р.Р. Мартина, овладевшим умами зрителей и задвинувшим в прошлое «Властелина колец» Питера Джексона.
Самое интересное, что фантазийная мистерия про средневековую Европу пришлась далеко не по вкусу многим заядлым толкинистам, не пожелавшим менять на переправе коней. К их когорте примкнула и я.
Так что же заставило меня пробежаться по диагонали по «Сердцу пармы» Антона Мегердичева, проштудировавшего на большом экране одноименный роман – эпос Алексея Иванова? Конечно же, любопытство! Захотелось увидеть, насколько вырос уровень мастерства отечественных кинематографистов, замахнувшихся на решение столь сложной задачи, каким и является создание качественного и богатого на спецэффекты фэнтези. Удалось ли команде Мегердичева переплюнуть «Игру престолов»? По всей видимости, авантюра свое оправдала, коль «Сердце пармы» нарекли российской версией сериала HBO, сконцентрированной в хронометраже 2 часа 40 минут.
В визуальном плане картина решительно оставляет позади убогие, если не сказать прямо, сомнительные поделки прошлых лет («Викинг», «Скиф» и иже с ними), оскорбляющие славянское естество. Фильм получился масштабным без преувеличения и пафосного возвеличивания. Поражает сам факт, что сцен компьютерной графики, выполненной ювелирно и на высоте, в «Сердце пармы» не так уж и много. В центре – операторское мастерство, блестящее умение слаженно управлять массовкой, профессионализм постановщиков и монтажеров. Художники и декораторы провели колоссальную работу, создав колоритный, кажущийся абсолютно реальным мир, выпуклый в мозаике деталей, из которых ткутся впечатляющие батальные сцены и быт персонажей, населяющих многоголосие эпоса Алексея Иванова.
Что же до содержательной части, зрителя ждет умопомрачительный винегрет. В данном конкретном случае семантика слова «умопомрачительный» восходит отнюдь не к смысловой характеристике «потрясающий», а… «помрачающий умы». Если вы не знакомы с текстом романа, сориентироваться в этой бурной реке, несущейся сквозь таежный морок Средневековья, будет крайне сложно. Хотя бы потому, что хаотический «винегрет» этот нарублен из мифологических, фантазийных и реалистических ингредиентов.
Этнические персонажи, исторические личности, языческие божества (матерь Богов Сорни най), духи леса, оборотни и прочая нежить водопадом обрушиваются на опешившего зрителя и насильно затаскивают его в безумный экзотический хоровод, пытаясь соблазнить и вовлечь в смуту своих нравственных ценностей, идеалов и идеологий, представлений о добре и зле. И, конечно же, вере в высшие силы. Вера-то у каждого своя, крести шамана – толку не будет.
В прочем, кроме хитроумного сплетения сюжетных линий, непременно должна быть и смысловая, идеологическая часть. А она в картине Мегердичева присутствует.
Несмотря на фэнтезийную составляющую «Сердца пармы», Алексей Иванов именует свои псевдоисторические произведения «магическим реализмом». Вот на экране и выходит, как с помощью «волшебства» историческая фигура - царь Иван III (Федор Бондарчук) – жестко, по - людоедски, решает проблему междоусобных войн, формируя из враждующих княжеств единую Русь, а московиты на железном марше, подминая под себя лоскутное этническое «одеяло» пермяков, выковывают понятие «русский православный народ». Естественно, что никаких ламий, оборачивающихся в рысь, и языческих Золотых баб, в парадигме веры этого нового и единого народа, загнанного к счастью железной рукой, не предусмотрено. Прокрустово ложе жесткое – либо со ступнями прощайся, либо - с головой! И ни о какой «запретной» любви с вогулкой – ламией Тиче (Елена Ербакова), ведьмой, разгуливающей на экране в соблазнительном неглиже, у милосердного князя Михана (Александр Кузнецов) и речи быть не может. Выжгут ее московиты проклятые да попы упертые огнем и мечом! Как и саму провальную затею Михана объединить пестрые пермские племена, молящиеся на идолов и вырезающие у православных сердца на капищах, добротой и пряником вместо зарождающегося имперского колониального кнута, осквернят.
В итоге князь Михан томится, где ему и положено, - в клетке, - на потеху кровавого московского царя, а его верный сподвижник Полюд (Сергей Пускепалис) гибнет, пронзенный стрелами. Супротив имперской железной машины бессильны бессмертные колдуны, восседающие на колоссах – лосях, косоглазые «орки» - буряты из дикого леса и белокурые полуэльфы, «гнездящиеся» на водах таежных рек.
Сказка – ложь, да в ней намек. Не огнем народы и вероисповедания следует объединять, а – любовью. Ну чем не намек на пацифизм хиппейского движения – разработки ЦРУ? Возлюбим друг друга, братия! Благо психоактивные и галлюциногенные вещества в тайге под каждым кустом найти можно. Главное, «козленочком» - берсерком не стать.
Н е мудрствуя лукаво, эту сказочку можно смотреть восторженно, шепча в слезах и соплях после сеанса: «Ах, пробирает до мурашек, столько эмоций! Эпично!» А призадумаешься на минуточку, и оторопь берет – не дремлет пятая колонна! Продолжает штамповать «грязных «Викингов», только на новом, высокотехнологичном художественном уровне. Любовью и милосердием на темную сторону манит.
Исторические фильмы никому, выходит, не нужны. С историей шутить – себе дороже выйдет. Другое дело – «магический реализм», здесь, пропитавшись мороком, нафантазировать можно многое. «Доброе» и «вечное». Большое кино, действительно, давно такого не было!
Так не лучше ли вернуться к просмотру «Властелина колец» и осознать, наконец, кто выведен под образом всесильного Саурона и захватнической сутью Мордора? Уж не Советский Союз и не Россия…
Фото из открытых источников - Яндекс.
Автор: Анастасия Петракова
Последние новости
Елена Потапенкова навестила многодетные семьи и семьи участников СВО
Депутат Смоленского городского Совета, руководитель волонтёрского движения «Ваш тыл 67» Елена Потапенкова встретилась с многодетными семьями и семьями участников СВО.
Глава Смоленска Александр Новиков и мэр города Цюйфу Цуй Цзяцин КНР подписали протокол о намерениях
Документ подразумевает развитие всесторонних дружественных связей, контакты между официальными и общественными организациями, жителями Смоленска и Цюйфу,
На Смоленской АЭС подвели итоги ХХХIII Спартакиады
Более 350 работников и ветеранов атомной станции, представителей подрядных организаций приняли участие в Спартакиаде Смоленской АЭС.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения