Image
30.07.2022

Творения души Сергея Герасимова

В Историческом музее открылась выставка «Творения души и кисти», посвящённая творчеству академика и педагога Сергея Герасимова.

В Историческом музее открылась выставка «Творения души и кисти», посвящённая творчеству академика и педагога Сергея Герасимова. В её экспозиции представлены графические работы из фондов филиала Бородинского военно-исторического музея-заповедника…

Творческое воспитание

Сергей Герасимов – фигура в советском изобразительном искусстве значительная. Народный художник СССР, доктор искусствоведения, профессор, академик, лауреат Ленинской премии. Представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин, самая известная из которых – «Мать партизана».

– У этой выставки замечательное название – «Творения души и кисти», – считает заместитель директора Смоленского музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – Ведь действительно именно душевные порывы позволяют талантливым людям творить, воплощая свои замыслы в жизнь. Сергей Васильевич Герасимов принадлежал к тому поколению художников, которые получили своё профессиональное образование ещё в эпоху Серебряного века. А потом были бурные двадцатые годы двадцатого века – время творческого поиска, выбора собственного художественного пути… И то, что здесь представлены графические работы, придаёт этой выставке особую камерность.

Сергей Герасимов родился в сентябре 1885 года в Можайске в крестьянской семье.

– В семье было семеро детей: три девочки и четыре мальчика, – рассказывает куратор выставки, специалист Бородинского военно-исторического музея-заповедника Виктория ПОРВАТОВА. – И, как ни странно, отец-крестьянин был не только грамотным, но и склонным к философии. Он выписывал журнал «Нива», который обязательно просматривали и дети. Не только Сергей Васильевич, но и другие его братья и сёстры пытались рисовать, и отец это всячески поощрял.

Профессиональное образование Сергей Герасимов получал в Строгановском художественно-промышленном училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Сергей Иванов и Константин Коровин…

Такая разная графика

Одна из центральных работ в экспозиции – автопортрет Сергея Герасимова, где, как считают некоторые искусствоведы, он изобразил себя в виде председателя колхоза. Что не удивительно, учитывая его крестьянское происхождение и особую любовь ко всем труженикам.

Рядом – акварели, выполненные в разных уголках России, бывших республик Советского Союза и во время путешествий за границу.

– Своё вхождение в большой мир изобразительного искусства Герасимов начал именно с акварели, – продолжает Виктория Порватова. – После окончания учёбы он стал писать в этой технике и настолько увлёкся, что достиг в этом подлинного совершенства. Он часто смешивал акварель с гуашью, и это придавало работам особую мягкость и матовость, что удивляло и восхищало ценителей его творчества.

На выставке можно увидеть и несколько акварелей, написанных Герасимовым в 1943 году во время эвакуации в Самарканде. Кстати, именно тогда он начал создавать и своё хрестоматийное произведение – «Мать партизана», которое когда-то печатали во всех советских учебниках. Закончил эту работу он только спустя несколько лет – долго искал образ главной героини.

Интересно, что понаблюдать за процессом творческого поиска можно здесь же, на выставке, – по эскизам иллюстраций к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

– Эти эскизы на первый взгляд выглядят немного странновато, поскольку они не закончены, – поясняет Виктория Порватова. – Но они тем и ценны, так как здесь виден тот самый интересный процесс поиска образов и характера героев.
Немалую часть экспозиции составляют пейзажные зарисовки, выполненные художником в разные годы. Привлекают внимание и чёрно-белые литографии с портретами мужиков.

– Это целая серия таких забавных, немного странноватых, порой страшноватых мужиков, – говорит Виктория Порватова. – Мы выбрали наиболее выразительных из них.

Отдельная часть экспозиции посвящена Михаилу Илларионовичу Кутузову – великому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года, получившему наименование «Смоленский».

Продолжаясь в учениках

Чтобы проиллюстрировать не только художественный, но и педагогический талант Сергея Герасимова, организаторы дополнили выставку работами его учеников, ставших признанными мастерами живописи, графики и монументального искусства.

– За место в творческом классе Герасимова студенты буквально сражались, – замечает Виктория Порватова. – Потому что он никого не переучивал, а лишь помогал своим ученикам в поисках их собственной индивидуальности и развитии таланта. Поэтому их работы совсем не похожи на произведения педагога.

Два пейзажа Аршавира Аванесова выполнены в интересной технике монотипии. Это такая разновидность печатной графики, при которой изображение наносится художником кистью на плоскую металлическую пластину. Потом на офортном станке делается оттиск на увлажнённую бумагу. Гравирование в этой технике отсутствует, как и возможность тиражирования – качественным получается только единственный отпечаток. Характерная особенность монотипии – мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка.

В экспозиции представлены и несколько линогравюр народного художника России Германа Черёмушкина.
– Его работы очень символичны, всегда наполнены глубоким философским и идейным смыслом, – поясняет Виктория Порватова. – А вот эта, «Метеор», – символический портрет Сергея Герасимова. Здесь мастер изображён в виде яркой звезды, которая своим светом прочертила небосклон и озарила путь прочим звёздам, идущим следом.

А ещё Герман Черёмушкин продолжает педагогические традиции своего учителя, и школа Сергея Герасимова продолжает жить уже в работах учеников его ученика.

Эти студенты приезжают каждый год на Бородинское поле на пленэр. И их работы завершают экспозицию выставки. В том числе и та, где изображён взлетающий на фоне монумента аист.

– Аисты у нас на Бородинском поле появились буквально несколько лет назад, – замечает заместитель директора Бородинского военно-исторического музея-заповедника Лариса БЕРЕЗОВАЯ. – Но очень хочется верить, что такой сюжет станет символом Бородинского поля…

Выставку «Творения души и кисти» можно увидеть в Историческом музее до 9 августа.

Личное мнение

Лариса БЕРЕЗОВАЯ, заместитель директора Бородинского военно-исторического музея-заповедника:

– Мы не первый раз с выставочными проектами на смоленской земле. Но впервые на площадке Исторического музея, и это символично, потому как в этом году исполняется 210 лет Бородинскому сражению. Но не только 1812 год связывает Смоленск и Можайск – это более давняя история, начиная с XIII века, когда был основан наш город.

Так совпало, что параллельно открылись две выставки: наша здесь и планшетная выставка «Смоленская крепость» в Можайске. И это тоже символично, поскольку является частью межмузейного и межрегионального проекта, который мы стараемся осуществить.

Тамара ОРЛОВА, директор Смоленского музея-заповедника:

– Сергей Герасимов нам дорог, потому что и мы храним его произведения. Выставка великолепная, прекрасные работы, всё подобрано тематически просто идеально. Это несомненное удовольствие, настоящая музейная выставка в музее.

Фото: Виктор МИНЧЕНКО и Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Последние новости

Card image

Уважаемые работники и ветераны строительного комплекса Смоленской области!

Card image

В Смоленской области назвали имена победителей и лауреатов областных смотров-конкурсов «На лучшее состояние условий и охраны труда в организациях,

Card image

Лучшего пахаря Смоленской области выберут 9 сентября.

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *