01.07.2022

В ожидании новых фильмов

VII фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» пройдёт с 3 по 7 октября 2022 года в Смоленске и Минске.

VII фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» пройдёт с 3 по 7 октября 2022 года в Смоленске и Минске. Организаторы объявили о приёме заявок на участие в нём и отборе лучших работ, которые и будут претендовать на победу в различных номинациях…

Срез времени

Какие из фестивальных мероприятий пройдут в Смоленске, пока не уточнили. Понятно, что обязательно будут показы на большом экране некоторых фильмов, отобранных в финал, а также творческие встречи с их авторами и героями. Однако полная программа станет известна уже ближе к событию.

– В прошлом году, как и в позапрошлом, мы вышли на некую стабильную позицию по количеству заявок на участие, – заметил программный директор фестиваля Валерий ШЕХОВЦОВ. – Их было рекордно много: около 200. Надеюсь, что в этом году, несмотря на сложную геополитическую обстановку, нам удастся добиться если не таких же, то хотя бы близких к ним показателей.

В качестве основных тем седьмого фестиваля были озвучены следующие: «Кому и зачем нужно возрождение нацизма в XXI веке», «100-летие создания СССР», «Памятные даты Великой Отечественной», «Глобальная безопасность и новые информационные войны», «Человек в меняющемся мире» и «Большое евразийское партнёрство. Объединяя усилия».

– Мы остановились на этих темах, поскольку считаем их значимыми и актуальными, – продолжил Валерий Шеховцов. – Какие-то из них будут предложены для обсуждения на круглых столах в Смоленске и в Минске. Наверняка им будут созвучны и конкурсные фильмы.

– Мне очень понравились темы – это то, что нас сейчас волнует, – признался член жюри фестиваля, председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Геннадий ДАВЫДЬКО. – Вообще, когда ты совокупно посмотришь тридцать-сорок работ, отобранных в финал, то вдруг по-новому открываешь мир, который вокруг тебя.

Потому что этот документальный срез, который тебе дают авторы, совокупность их мнений и ощущений, позволяет совершенно точно понять, куда всё движется. Поэтому я воспринимаю наш фестиваль не как игры в искусство, а как реальную попытку воздействия на окружающий мир через те образы и категории, что вдохновили и побудили авторов к творчеству.

В ретроспективе

Напомним, что первый фестиваль «Евразия.DOC» прошёл в июне 2016 года. И сразу стал международным, поскольку привлёк внимание кинематографистов со всего мира. Тогда была чётко очерчена конкретная тема конкурсных работ: история современных «цветных революций».

Второй фестиваль тоже не вышел за рамки политической публицистики. А вот в программе третьего уже появились фильмы-портреты о людях, чья позиция во многом формирует общественно-политическую жизнь стран СНГ. Некоторых героев этих фильмов организаторы пригласили на фестивальные мероприятия, и зрители смогли познакомиться с ними лично. С тех пор подобные встречи стали традиционными.

На четвёртом и пятом фестивалях значительная часть конкурсных картин была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Основной лейтмотив этих работ – сохранение общей для всех постсоветских стран памяти о Великой Победе, противодействие участившимся попыткам переписать историю.

Тема Великой Отечественной не потеряла своей актуальности и на прошлогоднем фестивале. Авторы фильмов не обошли вниманием две юбилейные даты: 80 лет со дня начала войны и 75 со дня завершения Нюрнбергского процесса. На нынешнем фестивале, как ожидают организаторы, наверняка будут работы, связанные со снятием блокады Ленинграда и победным окончанием Сталинградской битвы.

Победителями фестиваля «Евразия.DOC» ежегодно становятся четыре фильма. Все абсолютно равнозначны – без распределения по местам. Это традиция. Кроме того, ещё несколько картин отмечают специальными призами.

Однако в прошлом году был учреждён гран-при. Причём, как объяснил председатель жюри Виталий ТРЕТЬЯКОВ, его присуждение – не обязательное условие. Но всё сложилось, и в 2021 году впервые в истории фестиваля гран-при был вручен.

– Наверное, в этом году будут учреждены какие-то новые призы, – предположил Виталий Третьяков. – Хотелось бы опять определить гран-при, но это будет зависеть уже от подбора фильмов, которые попадут в финал.

Главное – объективность

Стоит отметить, что декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Третьяков возглавляет судейскую коллегию фестиваля уже не первый год. По его словам, за это время сложилось несколько фундаментальных принципов, которым жюри следовало в своей работе всегда.

– Первое – это, конечно, объективность, – пояснил Виталий Третьяков. – Никто не должен заподозрить жюри в том, что оно действует по каким-то конъюнктурным соображениям. Второе – профессионализм. Фильмов присылается много. И всегда среди них встречаются как более профессиональные, так и те, где, несмотря на творческий порыв авторов и стремление о чём-то рассказать, профессионализма недостаёт. К тому же фестиваль становится всё более политически актуальным. Но политическое не должно перекрывать творческое начало. Всё-таки это фестиваль документальных фильмов, а не просто площадка для политических высказываний. Мне как стороннику классического кино близки работы, сделанные по законам драматургии, с привлекательной картинкой, которая приближается к художественной. И если такие фильмы появятся, мы их заметим. Работать мы будем ответственно, честно, соблюдая традиции и достоинство нашего фестиваля.

– Любые процессы происходят прежде всего в голове, – дополняет коллегу член жюри, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир МАМОНТОВ. – И это позволяет нам искать среди конкурсных фильмов те, где есть вещи, важные для миропонимания, для нашего собственного нахождения верной точки в меняющемся мире. На мой взгляд, один из самых глубоких антифашистских фильмов – это «Мимино». Просто фантастически: снимают кинокомедию с армянином, грузином и Леоновым в главных ролях, и это закладывает в тебя какие-то очень важные вещи. Так что приоритет у нас будет тем фильмам, которые сделаны от души, от убеждений авторов.

Заявки на участие в фестивале принимаются до 1 августа 2022 года. К участию в конкурсном показе допускаются фильмы, тема которых прямо или косвенно связана с общественно-политической жизнью стран СНГ и всего постсоветского пространства. География участников не ограничена.

Личное мнение

Андрей КРИВОШЕЕВ, председатель правления Белорусского союза журналистов, исполнительный директор фестиваля:

– Наш фестиваль и наши авторы отчасти являются пророками своего времени. Мы все шесть лет говорили о медленно ползущей фашизации сознания: закрытии русских школ, попытках разрушать памятники героям Великой Отечественной в разных странах. А сегодня это стало сутью политики целых государств, с которыми мы пытались построить партнёрские отношения.

В прошлом году мы так искренне спорили на тему развала СССР, что кажется логичным продолжить рассуждения уже о том, а что дал большой советский проект для национальной государственности Беларуси, России и других стран…

Николай ЕФИМОВИЧ, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства:

– Пульс современной жизни просто зашкаливает. И держать руку на этом пульсе становится всё сложнее, но и интереснее. Судя по конкурсным работам, их уровень растёт, а тематика становится всё интереснее и глубже.
Фестиваль «Евразия.DOC» – достаточно серьёзная медийная площадка, которая побуждает обсуждать, предлагать и уносить что-то в душе с каждого просмотра.

Андрей БАСС, сопредседатель Ассоциации региональной прессы Беларуси и России, первый заместитель генерального директора Агентства «Минск-Новости»:

– Это фестиваль, который призван объединять. К тому же, только тот фестиваль успешен и удачен, у которого есть душа. Я неоднократно присутствовал на мероприятиях «Евразии.DOC», и у меня появилось стойкое убеждение, что он одушевлён, а значит у него большое будущее.

Наталья ГУГУЕВА, главный режиссёр Дирекции документального кино ОАО «Первый канал»:

– У этого фестиваля есть не только душа, но и своё лицо. Наверное, он возник из-за боли и проблем, которые появились у многих после развала Советского Союза. Проходят десятилетия, но проблемы остаются, и их надо осмыслять не только политически, но и творчески: образно, через судьбы людей. Фестиваль как раз и даёт кинематографистам возможность это делать.

Владимир ЧЕРНЫШЁВ, документалист, телеведущий, советник директора Дирекции информации телеканала НТВ:

– У этого фестиваля есть все шансы стать ярким, модным и стильным событием. Он выгодно отличается от череды других – у него есть живая творческая энергия. Его участники имеют возможность общаться, участвовать в круглых столах, обсуждать актуальные проблемы…

А кроме того, фестиваль «Евразия.DOC» пытается склеить разорванное информационное пространство – собрать людей из бывших союзных республик, из других стран и дать им возможность лучше понять друг друга, чтобы ничего подобного катаклизмам, вызванным развалом СССР, никогда больше не возникало…

Фото: Елена БЕЛЫХ и smolgazeta.ru

Ольга Суркова

Последние новости

ВТБ отменяет комиссию за платежные стикеры

Кира ФИЛИППОВА. Фото: Надежда ПЕТРУНИНА. Оформление и использование платежных стикеров станет бесплатным для всех клиентов ВТБ с 1 апреля.

Хирург Олег Баниж заявил, что Алла Пугачева сделала ринопластику

Пластический хирург Олег Баниж проанализировал видео выступления певицы Аллы Пугачевой и пришел к выводу,

В Дорогобужском районе закрыли участок затопленной автодороги

Подвоз граждан отрезанной от большой земли деревни будет организован автомобилем повышенной проходимости В Дорогобужском районе закрыт для движения участок автодороги в районе деревни Полибино.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *