Владимир Ружо: «С отцом всегда было интересно»

– Владимир Владимирович, вы помните самые первые, наверняка ещё детские, впечатления о творчестве отца?

Натурные объяснения

– Владимир Владимирович, вы помните самые первые, наверняка ещё детские, впечатления о творчестве отца?

– Да, это было ещё в дошкольное время – вне всякого сомнения. Первая половина 50-х годов. Наша семья жила в одной комнате – правда, довольно большой: 24 метра. Это была двухкомнатная коммунальная квартира. В одной комнате – наша соседка, а в другой мы: папа, мама, мы с братом и бабушка – папина мама.

И я очень хорошо помню, как однажды утром проснулся, только глаза разлепил и вижу на стене новую картину. Без рамы – просто холст, с которым отец вчера выходил на этюды. Он поздно вернулся, мы уже спали, и повесил на стену то, что написал.

Потом он так делал много раз, но тот первый я особенно запомнил. Правда, не могу сказать, какой именно мотив был в том этюде, но точно зелёный. Блонье или парк – что-то знакомое каждому смолянину, мимо чего он никогда спокойно не пройдёт. Скорее всего, памятник в парке и какие-то деревья.

– Сам Владимир Иосифович говорил вам, почему так любит писать и рисовать Смоленск?

– Конечно. И не один раз. Но этот разговор никогда не заводился специально – всегда между прочим, в процессе.
Он нас с братом очень часто брал с собой на этюды. Поэтому разговоры шли непрерывно, связанные с тем, что мы рисуем или пишем и зачем. И это были не то чтобы объяснения, а скорее выражения своего отношения, своих чувств – так точнее. То есть отец нас как щенят носом тыкал: смотрите, как это интересно, как это замечательно!

Слово «красиво» практически не звучало – это и не характерно для художников. Прежде всего «интересно». И почему интересно. Например, светлое небо и на нём тёмная масса деревьев. Или силуэт памятника. Или вереница домов на улице – таких этюдов тоже очень много было сделано, маслом или темперой.

Таким образом, объяснения отца были не столько словами, сколько натурные: представлением предмета разговора. Смотрите и понимайте, как это интересно. Как важно. Как необходимо это схватить и выразить на холсте или бумаге.

Кстати, фильм, который демонстрировали на открытии выставки, – это отрывок из киножурнала «Наш край» 1965 года. Такие в советское время показывали в кинотеатрах перед демонстрацией художественных лент. И там как раз хроника зафиксировала отца на этюдах в сквере, где памятник с орлами. И мы с братом там рядом обретаемся.

Приобщение к творчеству

– Раз уж речь зашла об этом фильме: кто автор карикатуры на отца, которую там показывают?

– Мой брат Саша. И это далеко не единственная карикатура, в которой он, как говорится, «не пожалел и отца». Папа на него не обижался. Наоборот – даже приветствовал такое творчество.

Вообще, он нас с братом старался научить всему, что умел сам. И при этом поощрял любую творческую самостоятельность. С отцом всегда было интересно. Он очень внимательно к нам относился, и нам поневоле приходилось следить за его творчеством – это как-то само собой получалось.

Как я уже говорил, он и на этюды нас с собой брал. И дома, когда создавались композиции, мы тоже могли наблюдать, а иногда и участвовать в процессе. Вначале он делал небольшие наброски, карандашные или углём. Потом был этап перенесения в технику, чаще всего в офорт, и для этого делались наброски уже большего размера. И мы, где могли, встревали.

Особенно когда он возился непосредственно с офортами, начиная от травления в кюветах и заканчивая печатью на станке с огромным колесом. Признаюсь, что здесь, на выставке, есть офорт, отпечаток с которого делал лично я. Чем и горжусь!

Позже мы с братом и сами сделали какое-то количество офортов, но не такого масштаба. Потому что это очень непросто из крошечного рисунка сделать произведение столь внушительного размера.

– Владимира Иосифовича часто называют графиком, хотя у него немало прекрасных живописных работ, в том числе и на этой выставке. А сам он не говорил, что ему ближе – живопись или графика?

– Вопрос очень непростой. Но самые последние активные годы он всё-таки больше работал красками.

И здесь, на выставке, такая тенденция тоже прослеживается. Потому что большие офорты и графика более камерного формата сделаны в основном в 60-е годы. А вот в 70-е, не бросая полностью графику, он отдаёт предпочтение живописи.

Причём у него есть серия небольших работ просто шедевральных. Здесь в витрине представлена только одна совсем маленькая, но таких у него много. И не только о Смоленске. Понятно, что, исходя из концепции выставки, всё внимание только «городу С». Но у него очень интересные работы и из других мест: Переславль-Залесский, Ростов Великий, Борисоглебск, Углич, Ярославль – он много поездил. И Прибалтика – ему очень нравилось там бывать.

А один раз в жизни ему удалось побывать за границей. Это было в начале лета 1970 года. Как он сам шутил: впервые выехал за границу, и сразу в самое логово империализма. Потому что это была Швейцария. Поездку организовали Минкульт и Союз художников. За две с половиной недели объездили самые интересные места. В группе было человек двадцать, но что забавно: он единственный из всех художников взял с собой этюдник и краски и сделал там кучу интересных работ. Очень красивых. Здесь их нет только потому, что они не подходят к теме выставки.

После взрыва

– У него ведь из профессионального образования только изостудия во Дворце пионеров. То есть никакой академической школы за плечами, и при этом в каждой работе виден очень высокий уровень и свой стиль…

– Бывает и так. Тем более что изостудия, в которой он занимался в 30-е годы, была очень серьёзная. Его педагогом был Фёдор Фёдорович Лабренц. Он немец – из тех, чьи предки, по всей видимости, попали в Россию ещё при Екатерине.

Отец всегда вспоминал о нём с особой теплотой. Тем более что именно ему он был обязан многими профессиональными навыками. Это, конечно, не высшее образование, но уровень педагога таков, что стоил нескольких вузов.

Я не раз слышал, с каким пиететом говорили о Лабренце художники, которые у него учились. А недавно узнал, как внезапно и трагично оборвалась его жизнь. Дело в том, что Фёдор Фёдорович Лабренц был репрессирован. Его арестовали в 1938 году и буквально через два месяца расстреляли, что зафиксировано в Смоленской Книге Памяти…

– Владимир Владимирович, отталкиваясь от названия выставки, для вас лично каким получилось возвращение в город С.?

– Это возвращение с чувством ностальгии по городу моего детства. Причём ностальгии довольно сильной и даже порой с привкусом горечи. Потому что в работах отца я очень ясно вижу отличие нынешнего Смоленска от того, каким он был в 60–70-е годы. И это отличие не всегда в лучшую сторону.

Например, здесь представлен очень хороший натурный этюд, на котором изображён Успенский собор что называется анфас: со стороны Вознесенской церкви – через ров, через Большую Советскую. Так вот на нём рядом с лестницей можно увидеть интересной архитектуры здание, которое потом зачем-то снесли, так ничего на этом месте не построив.

И это далеко не единственная утрата…

– Да, многие обратили внимание на необычное сооружение рядом с пляжем на Днепре на «Панораме Смоленска». То ли пристань, то ли вышка спасательная…

– А на офорте «Смоленск строится» хорошо видны Молоховские ворота, которых тоже уже нет.

Кстати, с ними у отца были связаны особые воспоминания. Это год 35-й или 36-й. Его только что выпустили из детского дома и устроили на работу в ресторан смоленского вокзала, откуда он стал бегать в изостудию и редакцию газеты «Юный пионер», которая располагалась в том здании, где долгие годы была областная типография. Он там часто бывал – делал для них рисунки.

А в какой-то из дней пришёл в редакцию – и вдруг воздушная тревога. Всех выводят из здания, на улице оцепление. Оказалось, будут взрывать Молоховские ворота.

Папа – мальчишка совсем, ему было страшно интересно. Поэтому, хорошенько спрятавшись, он остался в здании. И дождался взрыва. К счастью, до окна, из которого он наблюдал, ничего не долетело. Но когда он увидел, что от Молоховских ворот осталась лишь куча битого кирпича, это произвело на него неизгладимое впечатление. Как отец вспоминал, не вдаваясь в подробности о слезах и соплях, он долго не мог прийти в себя. И потом на основе пережитого он и сделал эту работу – как раз с той точки, где он мальчишкой видел взрыв. И это пример того, как не проходят мимо памяти и души человека такого рода события…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга СУРКОВА

Последние новости

Стартовал конкурс «Лучший студент года муниципального образования «Ярцевский муниципальный округ» Смоленской области»

  Организаторами районного конкурса «Лучший студент года муниципального образования «Ярцевский муниципальный округ» Смоленской области» являются Администрация муниципального образования «Ярцевский муниципальный округ»

Василий Анохин продлил налоговые каникулы для работающих по упрощенке или патентам смоленских ИП

Губернатор : «Это возможность создать новые рабочие места и внести вклад в экономическое развитие Смоленской области» фото: пресс-служба правительства Смоленской области Смоленск, 9 января .

Минсоцразвития региона объяснило смолянам новый порядок получения субсидий на коммуналку

Продление льготы на следующие полгода и анализ расходов на ЖКУ смоленские чиновники осуществят без заявлений многодетных семей и малоимущих фото: freepik.com Смоленск, 9 января .

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Петропавловске-Камчатском с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *