Раньше было всё иначе…
Десятилетия назад люди начали покидать деревни ради работы и городского комфорта.
Десятилетия назад люди начали покидать деревни ради работы и городского комфорта. С тех пор этот процесс не прекращается, хотя в последние годы наметилась и обратная тенденция – дауншифтинг, когда уставшие от шума жители мегаполисов оставляют всё ради тишины и природы. Андреево – среднестатистическая небольшая деревня в нашей области. Даже несмотря на близость к столице региона, в ней проживают не так много людей. Изначально мы хотели рассказать о реалиях деревенской жизни в наши дни, но материал получился и о женщинах – с каким-то особым, чуждым городу подходом к жизни.
О деревне
Деревня Андреево – один из многих населённых пунктов области, пострадавших во время оккупации. После войны начался процесс восстановления: возводились фермы, конюшни, магазин, клуб. Дети вернулись в школу, строились разрушенные дома. Через несколько лет в деревне было больше 100 дворов.
Ближе к 90-м годам Андреево начали покидать жители. Не стало совхозов – всё, что было привычным, оказалось разрушено.
Сейчас в деревне проживают 23 человека. Здесь вы не найдёте современных коттеджей или каких-нибудь новшеств, здесь нет даже газа. Но всё это неважно. Здесь живут не ради материальных благ. Андреево, раскинувшись среди заросших полей возле быстро бегущей речки, захватывает своей нетронутой дикой природой. Местные жители часто ходят за грибами или ягодами, а такие гости, как лисы или кабаны, для деревни давно не новость.
Мне посчастливилось застать Андреево в тот период, когда все работы в огороде оставлены до весны и жители деревни становятся более открытыми для общения – теперь коротать время можно за чашкой чая в натопленной избе рядом с печкой.
Прогуливаясь по деревне, я набрела на родник, местные жители называют его «подлоток». Здесь установлена икона, и на Крещение по традиции люди тут набирают святую воду. Но и в самые обычные дни на «подлоток» ходят жители – за водой для хозяйства. В деревне только один колодец, который для многих находится гораздо дальше источника.
Деревня как источник долголетия
Самый старший представитель деревни – Вера Ильинична Башкирцева. Здесь она родилась и провела своё детство. Совсем недавно ей исполнилось 84 года. Вера Ильинична угощает чаем и охотно рассказывает о своём быте:
– У меня было счастливое детство, но до определённого момента – пока не началась война. Мне было четыре года. Мы жили в окопе, моя младшая сестра сильно болела в то время. Помню, как ели лепёшки из глины. С едой было туго. Был один случай, когда немецкий солдат тайком принёс нам разные вкусности: сыры, шоколадки. Но мы побоялись что-то брать у него, еда могла быть отравлена. Солдат при нас попробовал каждое угощение, уверив нас в том, что ничего страшного с нами не случится. Такой добрый человек попался нам на войне.
Наша семья сумела выжить в те страшные годы. После войны я пошла в школу, у меня было много друзей. Помню, как шли по морозу в лёгкой одежде, но учиться хотелось! Шли большой толпой туда и обратно. Приходила домой поздно, мама зажигала лучину, и я делала уроки.
Помню, как мама с собой мне давала тёртики и бутылочку молока. Если вы не знаете, то тёртики – это блинчики из картошки. Ребята в школе любили дразнить нас и частенько отбирали наш обед. Было время… Самые тёплые воспоминания для меня – это детские годы.
– Когда вы покинули деревню?
– Окончив школу, я поехала работать на Урал. Мне было 13 лет. Образование получить не было возможности: мама растила нас с сестрой одна – отец пропал без вести на войне.
Где я только не работала: в магазине, на сахарном заводе, на стройке в Москве, в леспромхозе. Спасали комсомольские путёвки. Выбора у меня на то время не было.
– Какой вам запомнилась деревня в те годы?
– Деревня процветала, так как были большие фермы. После войны всё это хозяйство восстанавливалось. Работа была всегда.
Раньше было всё иначе… Деревни располагались на маленьком расстоянии друг от друга. Мы всегда жили сообща.
Видели нашу речку? Даже она со временем поменяла свой вид. Раньше это была огромная река! Мы собирались несколькими дворами и отправлялись купаться, на время забывая об огороде и о заботах.
Но в 50–60-х годах стали приезжать вербовщики, предлагавшие людям работу. Жители начали уезжать на Донбасс работать в шахтах. Тогда много семей уехало, некоторые возвращались, но вот с этого и началось постепенное вымирание деревень.
– Что вас подтолкнуло вернуться обратно в деревню?
– Это моя малая родина. С этим местом у меня связано множество воспоминаний.
Я всегда знала, что свою старость хочу провести именно в деревне. В своём родном уголке. Здесь мне всё знакомо, а если мне понадобится какая-то помощь, то соседи под боком.
В молодости мне пришлось работать в разных городах нашей необъятной страны, но мне скорее хотелось вернуться домой.
– Вы можете назвать себя счастливым человеком?
– Разумеется. У меня есть всё для этого: дети и внуки, которые часто навещают меня, мои кошечки и собачки никогда не дают мне заскучать!
– Хорошо, когда рядом есть близкие и родные люди! А что помогает вам сохранять долголетие?
– Люди, жившие в Андреево, всегда славились своим долголетием. Свежий воздух, наш подлоток – всё это шло нам на пользу. Жили в Андреево дружно. Деревня наша славилась однодворцами. Не было среди нас раздора.
Работала я всегда с песнями, и даже в 84 года я много двигаюсь. У меня большой огород, за которым нужно следить. Зимой отдохну, а весной пора приниматься за работу! Внуки постоянно помогают по хозяйству, поэтому мне намного легче.
Зря я уехала после учёбы из деревни. Может быть, ещё здоровее была бы…
– Я думаю, вы всё делаете правильно. Кстати, я слышала, что в вашей деревне проживают не больше двадцати человек. Это правда?
– К сожалению, правда. В нашей деревне всего двенадцать домов, раньше было совсем иначе! Люди покидают такие места, хотят зарабатывать большие деньги. А что можно сказать про молодёжь? Им у нас скучно. Некуда сходить, да и комаров в придачу много! Отдохнут у меня внуки на каникулах и уезжают обратно в город. Я их понимаю – сама такой была.
Но, знаете, хочу вам сказать, что среди наших жителей есть и молодые ребята, у которых большая семья. Они ведут своё хозяйство, всё у них замечательно складывается!
– Вам бы хотелось, чтобы в таких деревнях, как, например, ваша, появлялись новые жители?
– Конечно. Я очень надеюсь, что в скором времени это и правда произойдёт. Люди должны понять, что не только в больших городах можно чувствовать себя счастливыми.
Деревня – как ритм жизни
После беседы с Верой Ильиничной разыскиваю ту самую молодую семью, которую она упомянула. Деревня небольшая, поэтому нужный двор получается найти почти сразу. Меня встречает Марина Егоренкова. Ей 35 лет, вместе с мужем она растит четверых детей.
– Вы коренной житель Андреево?
– Нет, я познакомилась с мужем в 2005 году. Пообщавшись с ним пару месяцев, поняла, что люблю его. Раньше жила в селе Каспля, а теперь здесь. Это родина моего мужа. У нас очень дружная семья. Мы никогда не скучаем, все заняты своим делом. Старшие дочки помогают мне на кухне или в уборке. Младшие любят мешаться у нас под ногами. Идиллия, что сказать!
– А кто вы по профессии?
– Швея. Мне это очень помогло в домашнем хозяйстве. Шью дочкам разные платьица, у меня неплохо получается!
– Не мечтаете ли вы здесь о спа, маникюре и прочих женских радостях?
– Знаете, я так занята детьми и домашними делами, что времени совсем не остаётся. Иногда получается съездить в город с мужем. Мы целый день посвящаем различным магазинам, я успеваю забежать даже в парикмахерскую. Вот так и живём!
– У вас очень большая семья. Тяжело ли справляться с домашним хозяйством? Не проще ли вам переехать в город, ведь в вашей деревне даже магазина нет? Наверное, это доставляет вам множество хлопот?
– Знаете, ко всему привыкаешь. Если бы мне кто-то сказал раньше, что лет так через десять у меня будет четыре дочки и я буду жить в деревне, в которой нет буквально ничего для комфортной жизни (магазина, аптеки), я бы не поверила! Но, оказывается, со всем свыкаешься! Так произошло и со мной. Теперь я люблю свой дом, свой настроенный быт. Менять ничего не хочется. Мои дети ко всему приучены: могут и воды принести, и грядки прополоть. Мы не испытываем каких-либо неудобств. Жизнь идёт своим чередом. А в магазин до соседнего села можем на машине доехать. Всё очень просто.
Большие города меня отталкивают. Я не люблю их ритм. В деревнях и сёлах с этим всё иначе. Мы живём так, как удобно нам. Встаём в пять утра, идём кормить животных, далее – собирать детей в школу. Вот и утро прошло. Так день проходит – в домашних заботах.
– У вас уже довольно взрослые дети. Хватает ли им общения?
– Здесь всё просто. У моих детей много друзей в школе. Мы часто приглашаем их в гости, а потом мой муж отвозит их на машине домой. Сложностей здесь никаких нет.
– Есть ли какие-то кружки в школе, в которую ходят ваши дети?
– Мои дети учатся в соседнем селе – Каспле. Там недавно построили новый клуб, в котором детей обучают танцам. Также в школе ученики обожают принимать участие в различных мероприятиях. Старшая моя дочка ходила на волейбол после занятий. Поэтому у нас дети не скучают.
– А что будете делать с образованием детей?
– Мои дети учатся неплохо. Я всегда прислушиваюсь к их желаниям. Они хотят поступить в колледж в Смоленске, и я их понимаю. Они молодые, в них кипит жизнь, рвение к учёбе. Я это только поощряю. Мы с мужем сделаем всё, чтобы наши дети получили достойное образование.
Я разговаривала со своими детьми. Только моя средняя дочка задумывается над тем, чтобы остаться жить в деревне. Но ей всего двенадцать лет. Думаю, что её мнение ещё несколько раз поменяется. Но я приму любой её выбор. Остальные не хотят оставаться жить в деревне: нет перспектив, нет шансов на хорошую жизнь, нет работы. Это основные проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в маленьких поселениях.
– К сожалению, это так. Но при всём этом вы можете назвать себя счастливой?
– Разумеется. Я мама четырёх дочек и жена самого лучшего мужа! О чём ещё можно мечтать? Мы сами выбрали такую жизнь. И ни о чём не жалеем!
***
Исследование деревенского быта превратилось в исследование мировоззрения людей. Кажется, жители отдалённых уголков пришли к простому, но интересному выводу: в погоне за деньгами и перспективами можно потерять себя и истину. А быть счастливым получается даже в самом маленьком поселении, на отшибе мира. Это зависит только от самого человека. Возможно, если люди начнут задумываться об этом, у деревень появится шанс на дальнейшую жизнь.
Фото: Софья РАЙНИК
Софья РАЙНИК
Последние новости
Международный день по уменьшению опасности бедствий
Обсуждение вопросов безопасности и защиты населения в условиях увеличения числа катастроф.
Поздравление с Днем работников сельского хозяйства в Смоленском районе
Ольга Павлюченкова поздравила аграриев с их профессиональным праздником.
Праздник работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Отмечаем достижения и вклад работников в развитие отрасли.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий