Михаил Хайбуллов: Работа синоптика — это риск
С чего начинается утро обычного человека? С кружки кофе, стакана воды, холодного душа.
С чего начинается утро обычного человека? С кружки кофе, стакана воды, холодного душа. Ответы могут быть абсолютно разными, но есть один ритуал без которого современный человек точно не выйдет на улицу. Это просмотр прогноза погоды. А у смолян есть уникальная возможность узнать о прогнозе прямо из соцсетей, в тематической группе, посвященной погоде в нашем регионе.
Однако часто ли вы задумывались о том, как создаются прогнозы? А ведь это очень интересная и даже творческая профессия, которая требует не только знаний, но и, как выяснилось, врождённой интуиции.
О том как рождаются прогнозы, а также об их точности, мы поговорили с Михаилом Хайбулловым — магистром Российского Государственного Гидрометеорологического университета в Санкт-Петербурге. Михаил ведёт группу во ВКонтакте «Погода в Смоленске и области» , где не только выкладывает прогнозы, но и рассказывает о причинах возникновения тех или иных погодных явлений.
— Почему вы выбрали Смоленщину для составления своих прогнозов?
— Этот регион во многом связан со мной. Моя бабушка живёт в Смоленской области и так повелось, что каждое лето с самого детства я приезжаю к ней в гости. Мне очень нравится бывать в ваших краях. Наверное, именно поэтому я и выбрал Смоленщину для своего творчества.
— Как давно началось ваше увлечение?
— С самого маленького возраста я любил наблюдать за небом. Помню, как мог часами стоять и просто смотреть за снегопадом, грозами и ливнями. Можно сказать, что с самого детства я испытывал интерес к природным стихиям. Чем хуже была погода за окном, тем увлекательнее она становилась для меня. Сначала я задавал миллионы вопросов родителям, потом, учась в начальной школе, сам стал читать книжки и статьи в интернете. Это ещё сильнее подогрело мой интерес к метеорологии. В конце концов мне стало любопытно почему не всегда сбываются прогнозы синоптиков.
— А в семье есть кто-то связанный с метеорологией?
— Есть дальние родственники, но в ближнем окружении подобных мне нет (смеется).
— Многие смоляне уже давно не смотрят прогнозы погоды на сайтах, а ориентируются на вашу группу. Когда у вас появилась идея её создания и как вам это удалось?
— Ещё в старших классах я понял, что очень неравнодушен к метеорологии как к практической науке, и мне стало интересно попробовать себя в роли синоптика, поскольку базовые навыки у меня на тот момент уже были. В 10-ом классе мне пришла в голову идея создать такой тематический паблик. По началу там выпускались обычные текстовые прогнозы, а также фактические посты. Точность прогноза по некоторых параметрам первое время желала лучшего, но путём регулярного мониторинга я не только предупреждал подписчиков о том, например, будут ли осадки в ближайшее время, но и начал примечать закономерности в различных источниках метеоинформации, а также использовать всё больше специализированных ресурсов.
Конечно, по началу процесс шёл медленно. В первые месяцы в группу прибывало всего по паре человек за неделю. Затем, по мере повышения авторитета, аудитория начала расти, и я начал добавлять новые вводные. Тогда же создал шаблон, для того, чтобы прогнозы смотрелись лучше и нагляднее. Со временем ведение метеогруппы стало частью моей жизни. Прогнозы стали лучше оправдываться, появились свои примечания по поводу каждого ресурса. Обо мне стало узнавать больше людей. Появилось доверие к моим прогнозам, положительные комментарии и репосты.
— Какой самый положительный отзыв на свою работу вы получали?
— На самом деле их было много. Однако больше всего запомнился один. В июне на Смоленщине выпал достаточно крупный град. В этот день в своей группе я в усиленном режиме по спутниковым снимкам и радарам мониторил ситуацию. Когда картина стала для меня очевидной я выделил зону с предупреждением, где ожидается риск выпадения такого града. Подписчица под постом написала: – спасибо за своевременное предупреждение – успела накрыть свои огурцы.
— В последние годы искусственный интеллект всё чаще внедряется в нашу жизнь. Компьютер начинает заменять людей во многих сферах деятельности. А метеорология и компьютерные технологии соседствуют? Может ли компьютер заменить синоптика?
— Компьютер в работе метеоролога необходим, поскольку разработка прогноза погоды сейчас не представляется без расчётных характеристик основных метеопараметров. Прежде всего, это и температура, и влажность, различные параметры состояния атмосферы, а также циркуляционные процессы в атмосфере (перемещение циклонов и антициклонов в пространстве). Их рассчитывает суперкомпьютер по определённым и очень сложным алгоритмам моделирования атмосферных процессов, формирует и обновляет интерактивный прогноз несколько раз в сутки. На самом деле существует множество таких прогностических моделей, каждая из которых по-своему удобна и точна: одна лучше прогнозирует температуру, а другая, например, осадки.
Однако всё это лишь «сырые данные», которые синоптик в зависимости от знания региональных особенностей местности составления прогноза, синоптической ситуации (чем определяется погода: циклоном или антициклоном, проходит како-нибудь атмосферный фронт или нет) и своего опыта преобразует в готовый продукт. Отмечу, что время на составления прогноза у оперативного синоптика часто ограничено, поэтому требуется чёткое и компетентное владение навыками. В процессе своей работы каждый синоптик должен выявить определенную стратегию. В одной ситуации доверять определённому ресурсу, в другой – нет. Естественно, не зная специфики, нормальный прогноз никогда не получится.
— Возвращаясь к бедным смоленским огурцам. Насколько точно можно спрогнозировать погоду? И на какой срок?
— Если говорить о том, на какой срок можно смотреть погоду и более-менее доверять прогнозу – то это срок до трёх суток. Более дальние перспективы освещаются менее точно, поскольку состояние атмосферы и все процессы, протекающие в ней, постоянно меняются. Чем более заблаговременно рассчитываются прогностические параметры, тем больше будет возрастать ошибка за счёт меньшей связанности с начальными условиями.
К тому же, все заданные алгоритмы крайне сложные и уже изначально суперкомпьютер считает их приближёнными методами. Иногда данные различных ресурсов выдают совершенно противоположные представления о погоде, в таких случаях следует дать прогнозу «настояться». Поэтому на три дня прогноз считается вполне себе достоверным. Конечно, самый точный прогноз будет на сутки. Вот и я в своей группе не всегда подробно описываю какие-то долгосрочные перспективы. В долгосрочном прогнозе можно выделить тенденцию, то есть будет, например, холодать или теплеть.
— А вы когда-нибудь одевались не по погоде?
— Бывало, конечно. И в дождь без зонта тоже выходил. Сейчас, конечно, такие ситуации случаются редко. Перед выходом из дома смотрю на небо и могу предположить будет ли в ближайшее время дождь. Вижу, например, бурное развитие кучевой облачности, тогда уже понимаю – может ливануть.
— Случались ли какие-то курьёзные случаи, когда вы составляли прогнозы? Может сильно ошибались?
— Курьёзы бывали. Правда, слишком серьёзных ошибок я в своей работе не помню. Случалось, конечно, про кратковременный дождик написать, которого в итоге не было. Но работа синоптика предполагает риск в какой-то степени. Постоянно говорить «возможен» или «местами» — тоже не очень профессионально, иногда приходится доверять своей интуиции. В течение дня я стараюсь следить за погодой и, если что, вовремя предупреждать своих подписчиков.
— Существует множество шуток про синоптиков. Например, непонятно чьему прогнозу больше доверять – Центробанка или Гидрометцентра. Наверняка почти каждый сталкивался с тем, что синоптики обещают дождь, а на улице светит солнце. Почему же прогнозы не всегда сбываются?
— Обычно такие «конфузы» случаются летом, когда развиты конвективные процессы, которые формируют ливни и грозы. А происходит это так — суша прогревается, тёплый воздух поднимается вверх, конденсируется, преобразуется в кучевообразные облака, которые при определенных условиях переходят на дождевую стадию. Но, к сожалению, такие процессы часто очень локальные и в настоящее время не существует алгоритмов для их описания в прогностических моделях. Поэтому мы не можем с точностью сказать в каком конкретно месте прольётся эта растущая конвективная ячейка. Это может произойти мгновенно и в любой момент времени. И, как мне кажется, большинство ошибок синоптиков связано именно с дождевой летней конвекцией.
В одном районе города, к примеру, развилось дождевое облако, а в другом нет. А могло оно вырасти вообще над центром или не вырасти вовсе. Тем не менее дожди, которые обещали «местами», всё-таки были. Для обывателя же всё намного проще – ему важно знать будет дождь или нет, а что стоит за этими процессами неважно.
— Именно поэтому вы и проводите просветительскую деятельность в своей группе?
— Да, я стараюсь уделять больше времени нюансам, которые упускают официальные прогнозы. Пытаюсь тщательно мониторить ситуацию и предупреждать о любых изменениях, что, конечно, не входит в обязанности официальных синоптиков, которые выпускают прогнозы на сутки и предупреждают только о каких-то опасных явлениях. Официальные синоптики работают в строго определённых рамках и следуют правилам в зависимости от задачи. Существуют и прогнозы специального назначения заказного характера для обслуживания какой-либо сферы деятельности, где важны тонкости погоды. Не для обывателей.
— Какое самое необычное природное явление Вам удалось заметить на Смоленщине?
— Для меня, в принципе, не было таких природных явлений. Грозы – грозами, град – градом. Единственное, могу припомнить как у себя в деревне в Починковском районе первый раз в жизни увидел крупный шипастый град диаметром более 4 сантиметров, а в августе 2010 — попытку формирования смерча.
— Делаете прогнозы для Питера?
— Какое-то время мне довелось быть администратором петербургской группы синоптиков-любителей. Несколько раз в неделю я выпускал там прогнозы погоды в таком же формате, как и в своей группе. Отмечу, что на самом деле увлечённых этой тематикой людей не мало. У меня есть знакомые из Мурманска, которые также рассказывают в пабликах о погоде в регионе. Это достаточно распространенное хобби. Просто кто-то работает официально, а кто-то для себя. Есть и такие, кто гоняется за грозами на машине, как в США «охотники за торнадо».
— А вы гонялись за какими-нибудь грозами?
— В прямом смысле гоняться пока не доводилось из-за отсутствия своей машины. Но если бы была возможность, обязательно бы выбирался в область, чтобы не ждать у моря погоды, а увидеть стихию своими глазами здесь и сейчас.
— Что для вас означает фраза – у природы нет плохой погоды?
— Я согласен с этой фразой, поскольку каждая погода интересна по-своему. Если бы всё время светило солнце, то это бы быстро наскучило.
— Можно ли стать профессиональным метеорологом, не получая при этом специального высшего образования?
— Вполне возможно. Всё дело в том, насколько человек увлечен. Сейчас много литературы в интернете, есть книги по метеорологии. Если в школе хорошо учился, то можно постигнуть и эту науку самостоятельно. Только, конечно, до официальных организаций вас никто не допустит, потому что нужен диплом о высшем образовании. А так, подход к делу с душой решает многое. Я считаю, если работать и не получать от работы удовольствие, то ни к чему плодотворному это не приведёт.
— В последние несколько десятилетий человечество всё больше обращает внимание на вопросы экологии. В частности, на проблему глобального потепления. С точки зрения метеоролога, глобальное потепление – это миф?
— На самом деле нет. Действительно, площадь льдов в Арктике и Антарктике с каждым годом неумолимо сокращается. Это показывают как наблюдения, так и космические спутниковые снимки. В целом происходит общее повышение температуры на планете. Но тут нужно понимать, что глобальное потепление не означает, что на всей планете начнет одновременно теплеть. Один год в одних районах земного шара может выдастся жарким, в других районах, при этом, будет прохладнее обычного. Поскольку атмосфера – это динамика, то если где-то жарко, то где-то обязательно будет холодно. Невозможно просто взять и куда-то удалить весь холод. Тут речь, скорее, идёт о тренде — в среднем на планете температура повышается.
— Кем вы видите себя через десять лет?
— Мечтать не вредно, но хотелось бы стать какой-то выдающейся личностью в области метеорологии. По крайней мере, однозначно собираюсь связать свою жизнь с этой профессией, а там как получится. Может быть пойду в науку, а может разработаю какие-то новые методики, поскольку потенциал у меня есть.
Михаил отметил, что планирует стараться и дальше развивать свою группу и рассказывать о погоде смолянам.
— С каким погодным явлением вы бы себя сравнили?
— Поскольку я неравнодушен к грозам, то, наверное, с грозой.
Последние новости
ВТБ завершил интеграцию офисной сети «Открытия»
Фото: Банк ВТБ (ПАО). ВТБ завершил перевод отделений «Открытия» под свой бренд.
В феврале смолянам, получающим единое пособие, поступит увеличенная выплата
В зависимости от ситуации, выплаты увеличатся на 50%, 75% или 100% В феврале смолянам, получающим единое пособие, поступит увеличенная выплата.
Смоленская область обогнала соседние регионы по размеру прожиточного минимума
В столице этот показатель оказался выше почти на 27% С начала 2025 года размер федерального прожиточного минимума вырос до 17 733 рублей.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи