ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию

ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию

ESB – это программа, которая обеспечивает обмен информацией между различными информационными системами предприятия. Также её можно назвать интеграционной или сервисной шиной. Наличие такой программы может стать значительным конкурентным преимуществом для компании, ведь быстрый обмен данными между корпоративными приложениями сокращает время и экономит рабочие ресурсы. Давайте рассмотрим, как устроена интеграционная шина и как она работает, а также какие процессы может осуществлять.

Интеграционная шина ESB: устройство и преимущества

В современной деловой среде различные информационные системы играют важную роль для бизнеса. Но часто эти системы оперируют пересекающимися массивами данных, что может привести к потере времени и ресурсов. Для решения этой проблемы была создана сервисная шина ESB, которая обеспечивает интеграцию различных информационных систем между собой.

ESB – это тип связующего ПО, которое позволяет службам, созданным в разных средах, легко и быстро обмениваться данными. Между приложениями происходит обмен данными через шину, используя различные протоколы и форматы, что избегает доработок интегрируемых систем. ESB предоставляет промежуточное ПО, обеспечивающее преобразование сообщений в нужный формат, контроль транзакций, маршрутизацию, равномерное распределение нагрузки на сервисы и безопасность обмена данными.

ESB является центральной платформой, которая предоставляет решение для всех интеграционных задач и может быть использована для связи между различными службами и серверами. Например, автоматический обмен данными с клиентами и партнерами, обеспечение единого стандарта взаимодействия между филиалами, использование несколькими системами общих справочников, действия одного сервиса в ответ на событие в другом и организация одних и тех же бизнес-процессов в двух и более приложениях.

ESB-подход позволяет предоставлять данные из разных источников для пользователей и приложений, используя централизованную и простую платформу, такую как веб-проверенное приложение. Например, пользователь может войти в личный кабинет на сайте страховой компании и видеть свое имя, даты окончания страховки и новые предложения от компании. Каждое приложение может быть создано на разных технологических стеках командами разработчиков.

ESB-подход полностью меняет дело для приложений. С ним приложения взаимодействуют только с интеграционной платформой. Это сразу устраняет необходимость в огромном количестве методов доступа — интерфейсов потребуется ровно столько, сколько существует сервисов. И если в одну из систем потребуется внести изменения, это никак не повлияет на работу других корпоративных приложений.

ESB включает в себя несколько компонентов, включая брокер сообщений, комплект адаптеров и средства для контроля и мониторинга. Брокер сообщений обеспечивает управление очередностью сообщений и выступает посредником между приложением-источником и приложением-приемником. Комплект адаптеров служит для связи приложений с ESB и преобразования одного интерфейса в другой. Средства для контроля и мониторинга обеспечивают надежность и безопасность интеграции.

Применение ESB-подхода позволяет упростить интеграцию приложений, сократить время и затраты на интеграцию, улучшить функционирование сервисов и, в конечном итоге, повысить эффективность организации и увеличить прибыль предприятия.

Интеграция ПО-модулей

Мы уже выяснили, какой целью нужна корпоративная сервисная шина для компаний. Теперь осталось изучить ее возможности. Давайте рассмотрим, какие процессы может эффективно осуществлять интеграционная шина данных.

Механизм маршрутизации данных

Главная задача ESB заключается в получении информации из различных приложений и при надобности её направление в другие программы, соблюдая предписанные правила. Её функции включают сборку маршрутов для движения информационных потоков и защиту последовательности пересылаемых данных. Шина данных имеет специальные средства настройки, с помощью которых можно контролировать и изменять параметры пересылаемых потоков информации.

Обработка сообщений

Многие системы используют различные форматы данных, такие как XML, CSV, JSON и DBF. Однако, при использовании классического подхода "точка-точка", это может затруднить взаимодействие между приложениями. В этом случае на помощь приходит сервисная шина, которая решает проблему, преобразуя данные из несовместимого формата в совместимый. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в ERP и CRM, ESB преобразует данные соответствующим образом и направит в нужные системы. Таким образом, сервисная шина улучшает взаимодействие между системами и упрощает процесс передачи данных.

Масштабируемость ESB: новые возможности

ESB (Enterprise Service Bus) имеет уникальное свойство – масштабируемость. Благодаря этому, ESB способен справляться с разной информационной системой и обрабатывать разный объем данных, распределяя нагрузку между приложениями. Также интеграционная шина способствует передаче данных любого объема путем разбиения большого массива данных на более мелкие части. Обработка информации по частям позволяет предотвратить потерю данных и необходимость повторной передачи уже отправленных пакетов.

Масштабируемость позволяет расширить информационные мощности предприятия, без необходимости в использовании однородного IT-ландшафта. ESB также можно масштабировать для наращивания мощностей.

В архитектуре ESB существует традиционный подход SOA (Service Oriented Architecture), при котором ESB является центральным компонентом. Однако, данная архитектура также имеет недостатки, такие как тяжеловесность, многослойность с тесной взаимосвязью слоев и сложность внесения изменений. В связи с этим, микросервисная архитектура стала следующим этапом эволюции технологий интеграции с ESB.

Микросервисная архитектура решает проблемы, которые возникают в традиционной архитектуре ESB (SOA), такие как «обрастание» шины бизнес-логикой. Это позволяет избежать недостатков монолитности.

Применение API в сервис-ориентированной архитектуре, которая является частью ESB, обеспечивает сквозную интеграцию. API представляет собой контракт, в котором описываются условия «общения» между программами: входные и выходные данные, типы операций. Преимуществом использования API является упрощение взаимодействия сервисов и возможность создания доступных для разных пользователей интерфейсов.

Чем отличается микросервисная архитектура от традиционного подхода с ESB шиной?

Традиционный подход к архитектуре приложений часто использует ESB-технологии для обмена данными между сервисами. Этот подход делает ESB центральным звеном между всеми сервисами, что может привести к множеству проблем с масштабируемостью, надежностью и производительностью в случае высокой нагрузки.

В отличие от этого, микросервисная архитектура базируется на маленьких и легковесных сервисах, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу. Каждый сервис поддерживается своей командой разработчиков и может работать изолированно от остальных. Кроме того, в микросервисной архитектуре нет централизованной базы данных, каждый сервис имеет свое хранилище информации. В этом случае ESB выполняет только функцию транспорта сообщений.

Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом:

  1. Упрощение и ускорение процесса внесения изменений в приложения, не требующее обновления всей системы;
  2. Легкость тестирования и автоматизации отдельных компонентов системы;
  3. Лучшее понимание процесса командой поддержки, когда каждый компонент обслуживается 1-2 разработчиками, что позволяет четко определить задачи.

При выборе платформы для интеграции рекомендуется рассмотреть гибкое решение, отвечающее всем современным потребностям. На сегодняшний день, это ПО с открытым исходным кодом и технологии интеграции на основе микросервисной архитектуры.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *