Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса, руководителям предприятий и ИТ-директорам все чаще приходится заботиться о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и о том, как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение ИТ-систем требуют постоянных инвестиций, которые не всегда эффективны.

Однако, согласно исследованию The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, становится очевидно, что управление ИТ-активами является трендом не только в России, но и в мировой практике. Руководители все больше осознают важность такого управления: 70% из них понимают это глубоко, а 31% даже планируют ускорить процесс развития стороны ИТ.

Трудности, к которым приводит неумение контролировать постоянно растущую и совершенствующуюся ИТ-инфраструктуру, могут быть крайне серьезными. От нежелания использовать лицензионное программное обеспечение, несоответствия требованиям информационной безопасности, до потери важной компании информации.

Пренебрежение данной стороной развития бизнеса может повлечь следующие неприятные последствия: использование нелицензионного софта, критические сбои в работе, проблемы с правоохранительными органами, неправомерная утечка данных, увеличение расходов на ИТ-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов и замедление коммуникаций.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Интеграция процессов управления ИТ-активами и процессами предоставляет компаниям значимые преимущества:

  • Повышение эффективности управления бюджетом;
  • Качественное стратегическое планирование;
  • Соответствие регулирующим требованиям;
  • Возмещение затрат и определение путей их снижения.

Каждая компания сталкивается с проблемами управления ИТ-активами. Некоторые справляются со своими задачами на своих силах, тогда как крупным холдингам необходима помощь профессионалов.

Оценка рынка услуг менеджмента в информационных технологиях

Судя по данным IDC, российский рынок IT-услуг на 2015 год не самый привлекательный - долларовый сегмент, по их оценкам, снизится на 10%. Однако менеджмент в сфере информационных технологий все еще пользуется высоким спросом. Согласно IDC, запросы на управление IT-активами не снижались даже в кризисный 2008 год.

Согласно мировой тенденции, генеральный директор, а не IT-директор, становится главным заказчиком IT-сервисов в компаниях.

Рейтинг ИТ-компаний России

Если вы ищете надежную ИТ-компанию для решения вопросов управления IT-активами, то выбор может оказаться непростым. Необходимо учитывать разнообразные аспекты, такие как глубокое знание информационных технологий, качество партнерских отношений с ведущими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также надежную защиту информации от несанкционированного доступа. В России на рынке давно и успешно работают несколько ИТ-компаний, обладающих высокой репутацией и узнаваемыми брендами.

Краткие описания компаний:

1. Компания "Ай-Теко"

Ай-Теко – это крупнейшая ИТ-компания России, основанная в 1992 году. Она ориентирована на решения для банков, телекоммуникаций и государственных органов. Компания занимается разработкой программного обеспечения, защитой информации и созданием ИТ-инфраструктуры. Среди ее клиентов такие крупные компании, как "Сбербанк", "МТС" и "Роснефть".

2. Компания "ИТ-Групп"

ИТ-Групп работает на рынке IT-услуг с 2001 года. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием информационных систем и ИТ-инфраструктуры. В 2015 году ИТ-Групп получила награду "Лучший поставщик ИТ-исполнения условий государственных контрактов", а также была признана одной из самых надежных ИТ-компаний России.

3. Компания "Ланит"

Компания "Ланит" – это одна из крупнейших ИТ-компаний России, работающая на рынке более 27 лет. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием ИТ-инфраструктуры и аутсорсингом. Среди клиентов "Ланита" – "Газпромнефть", "РЖД" и "Росатом". В 2018 году компания была награждена премией "Лидеры инновационного развития".

Компания КРОК существует уже с 1992 года и является лидером на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции). Согласно данным IDC, доля КРОК на рынке составляет 16,1%.

Количество сотрудников компании превышает 2 200 человек, причем более 75% из них - технические специалисты, обладающие 4 400 профессиональными сертификатами. Для создания комплексных решений КРОК постоянно сотрудничает с более чем 200 производителями АО и ПО, включая Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec и Dell. Это дает клиентам возможность использовать новейшие технологии в своих бизнес-задачах.

Компания ежегодно завершает 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых находятся крупные компании, такие как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот компании составил 27 млрд руб.

IBS – крупнейшая IT-компания, основанная в 1992 году. Более 10 000 сотрудников компании работают в различных уголках мира, что делает ее присутствие в первой пятерке рейтингов отрасли достоянием общественности. IBS сотрудничает с известными западными и российскими поставщиками АО и ПО, а также имеет Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. Она предлагает широкий спектр услуг, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консультирование в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди ее клиентов такие известные компании, как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и прочие. Консолидированный оборот компании в 2014 году составил $903.6 млн.

ІТ-компания «Техносерв» была основана в 1992 году и с тех пор открыла множество представительств в городах России и других странах СНГ. Ключевыми направлениями её деятельности являются:

  • хранение и обработка данных
  • строительство и мониторинг ИТ-инфраструктуры
  • обеспечение информационной безопасности
  • ИТ-аутсорсинг

К организациям, являющимся клиентами компании, относятся такие известные бренды, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие. В 2013 году «Техносерв» вошла в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» как одна из лучших ИТ-компаний в России. К числу сотрудников корпорации насчитывается более 2,000 человек. Оборот компании в 2013 году составил 40,16 миллиарда рублей.

Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.

Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.

Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.

Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.

Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.

Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *