Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.

Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:

  • от 2000 до 5000 рублей для граждан,
  • от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
  • от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
  • от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.

Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.

Новшества в Правилах противопожарного режима на 2023 год

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2019 года были одобрены новейшие изменения в Правила противопожарного режима. Прежде этого, правила были пересмотрены не один раз. Так, изменения, датированные 30 декабря 2017 года, ставили вопрос о вновь возложенной ответственности за возгорание сухой растительности на сельскохозяйственных и лесных участках, также на земельных участках в сельской местности.

Особое усовершенствование пожарной безопасности появилось во осени 2019 года. Изменения коснулись и граждан, и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации", запрещено открытое пламя на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Были также внесены уточнения относительно запрета на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легкоалко-воспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках разрешается, однако только в специально отведенных местах (курилках).

Согласно последних актуальных изменений, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей насчет правил пожарной безопасности. Об этом гражданам должны сообщать посредством передач речи или проекции видеороликов о том, каким образом действовать зрителям при пожаре и о направлениях эвакуационных маршрутов, выходов и об использовании противопожарных средств перед началом сеансов в кинозалах.

Пересмотренное постановление и внесенные в него изменения в Правила противопожарной безопасности содержат ряд новых требований для различных организаций.

Для торговых объектов было уточнено, что загрузка и выгрузка товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Кроме того, теперь для объектов с ночным пребыванием людей установлено правило по организации круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.

Требования к пожарной безопасности также были скорректированы в медицинских организациях. Новое Постановление №1216 позволяет размещать палаты для детей и тяжелобольных на первом этаже здания вместо обязательного размещения их исключительно на первом этаже. Кроме того, теперь мастерские, склады и кладовые могут размещаться в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, ранее запрещенных.

И наконец, изменения в Правилах противопожарной безопасности для железнодорожного подвижного состава направлены на снижение угрозы возгораний. Органы государственного надзора теперь обращают особое внимание на обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, в частности, огнетушителями.

В соответствии с изменениями 2021 года, ППР, которые на данный момент действуют в России, возлагают на руководителей организаций и собственников объектов ответственность за самостоятельное определение зон возможного возгорания и обеспечение достаточного количества огнетушителей соответствующего типа.

Например, при проведении общего анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава, количество и тип огнетушителей определяется на основе наименования объекта защиты (таких как электровоз, тепловоз, вагон и другие), его размеров (например, поезд или секция) и класса возможного пожара, а также огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбираются в соответствии с нормативами, указанными в Приложении 2.1 ППР, учитывая упомянутые критерии.

При обеспечении безопасности технологического оборудования, выбор типа и количества огнетушителей проводится с учетом технической документации (ТУ или паспортов), содержащей информацию о правилах противопожарного режима при эксплуатации указанных средств тушения. Также необходимо учитывать температуру воздуха на объекте.

В случае возможной угрозы возникновения различных типов пожаров в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в различных областях.

Согласно последним изменениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны быть оснащены не только огнетушителями, но и средствами индивидуальной защиты для зрения и органов дыхания каждого работника локомотивной и поездной бригады. Данная норма была установлена для повышения безопасности персонала в транспорте.

Кроме того, Правила пожарной безопасности (ППР) действующие на территории России требуют от руководителей организаций и собственников объектов определять зоны возможного возгорания и обеспечивать соответствующее количество и тип огнетушителей самостоятельно.

Для проведения общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяются относительно площади помещения, наличия открытых зон и характеристик горючих веществ. При этом в расчете учитываются три критерия, включая огнетушащую способность устройства, категорию помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.

Рекомендации по выбору огнетушителей

Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.

При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.

Одно из главных правил пожарной безопасности – правильный выбор огнетушителей в зависимости от класса пожара и категории опасности объекта. Для этого необходимо ориентироваться на Приложения 1 и 2 ППР, где прописаны необходимые нормы. Количество и тип огнетушителей будет зависеть от этих норм, поэтому так важно ознакомиться с ними. Не забывайте обеспечить свой объект необходимым количеством огнетушителей для предотвращения пожаров и минимизации рисков взрывов.

Что должен знать владелец объекта о правилах противопожарного режима? Действующие правила содержат не только общие нормы, но и специальные требования для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, то для определения нормы по количеству огнетушителей площади всех помещений складываются. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м2 могут не оснащаться огнетушителями, если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения. При необходимости количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов должны оснащаться углекислотными или хладоновыми огнетушителями.

Помимо регламентации видов и количества огнетушителей, ППР также устанавливают требования к их размещению. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания. Требования зависят от категории и типа охраняемого объекта, а также высоты расположения средств первичной защиты, которая не должна превышать 1,5 м.

Если вы являетесь владельцем объекта, то должны знать, что именно вы несете ответственность за соблюдение правил противопожарного режима в организации. Вашими обязанностями в этом случае являются оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. В организации должен вестись специальный журнал для этой цели.

Согласно изменениям от 7 марта 2019 года, к обязанностям руководителя добавилось обеспечение железнодорожного подвижного состава огнетушителями в соответствии с приведенными нормами. Не стоит забывать, что используемые средства должны иметь паспорт от изготовителя и порядковый номер. Все огнетушители на предприятии должны быть опломбированы, а именно на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя должна быть установлена пломба с идентификационным номером, месяцем и годом зарядки. При ее срыве или повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку, иначе на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима. Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам и заставить владельцев заботиться об имуществе. Государству остаются только функции контроля. Такой подход является необходимым для предотвращения многочисленных жертв в случае несоблюдения первичных мер противопожарной защиты.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *