Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Как сообщает Федеральная таможенная служба, за первый квартал 2022 года было обнаружено 4,6 млн единиц контрафактного товара в России. И это только официальные статистические данные. По сути, контрафакт стал привычной частью нашей повседневной жизни. Вместе с тем, представители ФТС заявляют, что открытие границы для параллельного импорта не приведет к уменьшению процента контрафакта.

Такая ситуация наносит существенный ущерб правообладателям. Если верить данным ФТС, только за первый квартал этого года, он составил 870 млн рублей. С учетом того, что эти цифры отражаются только в официальной статистике, реальный размер ущерба может быть гораздо больше.

Тем не менее, опасно не только для бизнеса, но и для каждого человека столкнуться с контрафактными товарами. Различные цветные и запаховые добавки в составе косметики, детали безопасности автомобилей, качество лекарственных препаратов и продуктов питания - все это может иметь серьезные последствия. Поэтому каждый из нас должен понимать, как защитить себя от контрафакта и быть внимательным к приобретаемым товарам.

Что такое контрафакт

Слово "контрафакт" происходит от французского и латинского корней. В переводе с французского на английский "contrefaction" означает подделку, а его составляющие части "contra" и "facere" соответственно переводятся как "против" и "делать". Контрафактная продукция является объектом законодательства, как в России, так и во многих других странах.

Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, продукция может быть признана контрафактной, если ее изготовление, распространение или использование нарушает права интеллектуальной собственности. К примеру, в России контрафактом могут считаться товары, нанесенные маркировкой, напоминающей имя известной компании, однако с небольшой ошибкой в названии. Например, Abibas вместо Adidas или Simenc вместо Siemens.

Кроме того, к контрафакту относятся и продукты, на которых нанесены копии логотипов, запатентованные технологии, а также музыкальные, литературные и художественные произведения, использование которых не соответствует правам их владельцев.

Важно проверять товарные знаки своих поставщиков, чтобы убедиться в законности их продукции. Это можно сделать через специализированные сервисы, сравнивая их с национальными и международными базами данных товарных знаков. Проще всего это сделать, обратившись за помощью к юристам и экспертам в области интеллектуальной собственности.

Одной из больших проблем современности является подделка товаров. В России особенно часто подделывают следующие товары: алкоголь, табак, красную икру, детские игрушки, одежду и обувь, лекарства, косметику и парфюмерию, продукты питания и люксовые товары.

Как правило, подделки можно найти на маркетплейсах, где они выставлены по низким ценам или в некачественной упаковке. Чтобы избежать ошибок при покупке, необходимо учитывать следующие моменты:

  • убедитесь, что интернет-магазин, в котором вы планируете совершить покупку, является официальным представителем бренда;
  • ИП не может быть официальным продавцом брендовых товаров. Обращайте на это особое внимание;
  • упаковка товара должна быть качественной и содержать описание без ошибок;
  • перед покупкой обязательно изучите отзывы и рейтинг продавца на площадке.

Кроме того, эффективным инструментом борьбы с подделками является внесение товарных знаков в таможенный реестр. Если вы хотите оценить стоимость такой услуги, обратитесь к профессиональным юристам.

Какую опасность несет контрафакт?

Прежде всего, торговля поддельными товарами может нанести вред здоровью общества. Если речь идет о лекарствах и продуктах питания, то они могут стать причиной серьезных заболеваний. Во-вторых, как и любая незаконная деятельность, выработка и распространение фальшивых изделий не приносит доход государству. В-третьих, это отрицательно сказывается на интересах правообладателей, так как:

  • Ущемляется их законная прибыль;
  • Снижается спрос на оригинальный товар;
  • Теряется доверие покупателей;
  • Необходимо вкладывать большие средства в рекламу и продвижение оригинального товара, который был подорван брендированным контрафактом.

В статье рассмотрим виды недобросовестного поведения на рынке товаров и услуг - фальсификат, контрафакт и параллельный импорт - и разъясним различия между ними.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированный товар - это продукция, в отношении которой информация о производителе или составе не соответствует реальности. Однако, важно отметить, что фальсификат может быть законно произведенным товаром с нарушением технологии или состава. В этом случае, производители товаров не всегда нарушают права интеллектуальной собственности.

Контрафактный товар имеет более широкое определение и подразумевает нарушение прав интеллектуальной собственности. Продукция, которая имеет товарный знак, поддерживающий ее производительский бренд, но при этом является поддельной, является контрафактом. Это приводит к значительным экономическим потерям для компаний и возможным рискам для здоровья потребителей.

Однако, контрафактный товар следует отличать от продукции, поступающей в Россию в рамках параллельного импорта. Параллельный импорт - это законный вывод продукции, в данном случае, за пределы России и ее последующее ввоз в Россию без нарушения авторских прав. Однако, в тоже время, производители могут рассматривать это как нарушение их интересов.

В заключение, понимая различия между фальсификатом, контрафактом и параллельным импортом, мы можем принимать правильные решения и выбирать товары, которые соответствуют отечественным стандартам качества и не нарушают прав интеллектуальной собственности.

За нарушение прав интеллектуальной собственности в России государство предоставляет несколько способов защиты. При этом предприятия и предприниматели сами выбирают тот способ, который наиболее подходит с учетом характера нарушенного права и его последствий.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность за подделку продукции наступает только при наличии вины нарушителя. В этом случае доказывать отсутствие вины обязан сам нарушитель. Гражданско-правовыми мерами защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются: признание права на объект интеллектуальной собственности, прекращение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, изъятие и уничтожение материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации у незаконного владельца, а также публикация решения суда о факте нарушения.

Нарушители в области прав интеллектуальной собственности могут привлекаться к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Например, статья 1253 Гражданского кодекса РФ предусматривает ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав.

Перед регистрацией интеллектуальной собственности необходимо проверить товарный знак на уникальность. В гражданско-правовом порядке за нарушение исключительного права на произведение, права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также за незаконное использование товарного знака нарушители могут быть обязаны выплатить компенсацию в определенных размерах.

Основными мерами административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности являются штраф и конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования для их создания и воспроизведения.

За нарушения прав интеллектуальной собственности также может быть привлечено к уголовной ответственности сроком до 2-5 лет, а в случае совершения действий организованной группой срок лишения свободы может быть увеличен до шести лет.

Тем не менее, производство и реализация контрафакта продолжают оставаться распространенными явлениями в России. Если права предпринимателя были нарушены, ему следует обратиться к соответствующим органам за защитой и возмещением убытков.

Как бороться с контрафактом: методы и примеры

Как бороться с контрафактом: методы и примеры

Проблема контрафакта является серьезной проблемой для правообладателей. Восстановление нарушенных прав может быть трудным и затратным процессом, и поэтому важно знать, как победить контрафакт.

Один из способов борьбы с контрафактом - использование Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который начал функционировать в России с 2004 года. База данных помогает быстро выявлять нарушения исключительных прав при экспорте/импорте товаров. Если товар из списка находится на таможне, то сотрудники могут задержать его для проведения проверки. Если подтвердится факт нарушения прав, нарушителя привлекут к административной ответственности, а правообладателю будет предоставлена возможность обращаться за компенсацией в арбитражный суд. Для включения объекта в реестр необходимо подать заявление в Федеральную таможенную службу, после чего правовая охрана будет сохраняться на протяжении двух лет со дня внесения объекта.

На начало 2022 года в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности было насчитано 5857 объектов. Основным объектом являются товарные знаки, а среди них преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

Однако, если права нарушены, применяются два метода борьбы с контрафактом: досудебный и судебный порядок. Досудебная защита прав включает в себя отправку досудебной претензии нарушителю, что может включать в себя требование прекратить незаконные действия, выплатить правообладателю компенсацию или возместить убытки, заключить лицензионный договор и т. д. Также возможно обращение в полицию или в антимонопольную службу в зависимости от тяжести правонарушения.

Если досудебные методы не помогают, то можно подать иск в арбитражный суд. Однако рассмотрение в суде может быть сложным, так как интеллектуальная собственность имеет свои особенности, а также из-за сложности выявления и доказательства факта нарушения.

Кроме методов борьбы с контрафактом, уже наступил момент одного интересного факта: сообщение в Роспатент о всех обстоятельствах, которые препятствуют законной регистрации товарного знака. Однако, основной целью досудебных мероприятий является прекращение нарушения как можно скорее и привлечение нарушителя за стол переговоров, чтобы получить достойную компенсацию.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в прошлом году арбитражными судами субъектов РФ было рассмотрено свыше 20 000 дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности. Общий объем заявленных требований составил 139,4 млрд рублей. Правообладатели получили взыскание на сумму 4,4 млрд рублей, что составляет примерно 283 000 рублей в среднем. Статистика также сигнализирует о проблеме контрафакта, продажи которого иногда превышают объемы оригинальной продукции. Это может привести к невыгодным последствиям для правообладателя и его бизнеса. Чтобы защитить свои права на интеллектуальную собственность, следует зарегистрировать их и включить соответствующие объекты в реестр Федеральной таможенной службы ТРОИС.

Также следует обратить внимание на список товаров для параллельного импорта, который утвердило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в мае 2022 года. Перечень был расширен новыми позициями в июле и августе того же года.

Существующее законодательство предоставляет реальные механизмы борьбы с контрафактной продукцией и защиты правообладателей. Тем не менее, эффективное применение этих механизмов требует глубоких знаний и опыта в области интеллектуальной собственности, и без юридической поддержки в таких делах не обойтись. Борьбу с распространением контрафактов стоит вести при сопровождении опытного юриста, который способен разработать свод мероприятий в этом направлении. Сотрудничество с адвокатами и судебными юристами поможет в своевременном выявлении контрафактной продукции, фиксации фактов нарушения авторских и иных прав, проведении предварительного расследования, а также определении методов защиты, направлении заявлений в государственные органы и успешном выигрыше дела в суде. Руководитель практики разрешения споров компании PATENTUS Дарья Гжимек подчеркивает необходимость быстрого блокирования нарушений, максимальной компенсации и эффективного использования всех существующих инструментов для получения таких результатов. Юристы данной компании проводят контрольные закупки, осуществляют мониторинг контрафактной продукции в интернете, взаимодействуют с потенциальными покупателями и партнерами нарушителей. Они также используют обращения к контрольно-надзорным, правоохранительным и регистрирующим органам. Выбор юриста должен быть основан на профиле его деятельности и компетенции, требующих необходимой вовлеченности в судебную практику. Судебная практика от компании PATENTUS показывает эффективность подхода. В одном случае клиент компании обратился с иском в суд для защиты исключительных прав на товарный знак Maverick. Компания-нарушитель осуществляла продажу велосипедов, маркированных товарным знаком Maverick, без соответствующего разрешения. Товар, этикетки и упаковка с незаконно размещенным товарным знаком, были признаны контрафактными. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело и принял решение обязать нарушителя выплатить компенсацию в двукратном размере стоимости реализованной продукции, составившей 5 млн рублей. С 2004 года юридическая фирма PATENTUS предоставляет услуги в области интеллектуальной собственности, выигрывая каждый год десятки судебных дел по борьбе с контрафакцией в интересах как зарубежных, так и отечественных компаний.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *