Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по множеству причин, от решения жилищного вопроса до покупки автомобиля. Некоторые люди получают займы с целью провести отпуск в экзотической стране или устроить пышную семейную свадьбу. Как бы то ни было, все кредиты нужно отдавать. Задержка в выплате может привести к присоединению коллекторов к делу. Чтобы понять, что делают коллекторы, давайте более детально остановимся на этой теме.
В нашей стране многие люди ассоциируют коллекторов с криминальными фильмами. Но какие права у коллекторов на самом деле? Соответствующие правила регулируются Федеральным Законом № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступил в силу в 2016 году. В настоящее время действует последняя редакция этого закона от 1 января 2017 года. Он устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, делая коллекторов полноправными участниками финансового рынка.
Так что же права у коллекторов? Их основная задача - требовать возврата задолженности, но не более одного звонка в сутки, двух звонков в неделю и восьми звонков в месяц. Общение может также проходить через электронную почту, SMS, а также на личных встречах. В любом случае коллектор обязан озвучить свое имя и агентство, возможность обратной связи, реквизиты банковского счета для выплаты, а также ОГРН и ИНН компании.
Нельзя забывать, что по закону коллекторы не имеют права применять любые виды физического и психологического давления, передавать персональные данные заёмщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме задолженности. Должники могут просить помощи у колл-центра по данному вопросу для пресечения нарушений и защиты своих прав.
Однако задолженность должна быть выплачена, и для этого существует рынок кредитования, который также требует рынка взыскания долга. Коллекторы не должны нарушать прав имеющихся законов и в любом случае не могут требовать долг с обанкротившихся, недееспособных людей, несовершеннолетних и инвалидов первой группы, а также людей, которые получают стационарное лечение.
Многих интересует, могут ли коллекторы звонить родственникам или друзьям заёмщика. Это законно, если они являются поручителями или иными участниками кредитной сделки, а заёмщик дал согласие на это. Устанавливается и время звонков: будние дни с 8:00 до 22:00, выходные и праздничные дни - с 9:00 до 20:00.
Итак, становится очевидным, что коллекторы имеют право взыскивать задолженность, однако они должны следовать всем установленным законам. Должники в свою очередь, всегда могут обратиться в соответствующие организации за помощью в случае нарушения прав коллекторами.
Почему коллекторские агентства общаются с должником, а не банк?
Существует две возможные причины:
1. Банк обращается к коллекторским агентствам для взыскания своего долга. В этом случае коллекторы выступают лишь посредниками, заключая с банком агентский договор. Обычно банк обращается к коллекторам, когда задолженность колеблется от трех месяцев.
2. Долг был продан. Этот процесс, называемый цессией, происходит, когда долг остается неоплаченным в течение года. Когда банку неудается получить задолженность, он продает долг коллекторским агентствам. При этом заемщик обязан выплачивать свой долг коллекторскому агентству вместо банка. Этот процесс, который может быть рассмотрен как крайняя мера, позволяет банку освободиться от заядлых неплательщиков.
Должник может узнать о продаже долга от коллекторских представителей через телефонный звонок или полученное письмо. Банк также отправляет официальное уведомление о продаже долга, содержащее сумму долга и информацию о процентах и пени. Должник должен убедиться, что коллекторское агентство обладает соответствующими правами, поскольку только в этом случае деятельность коллекторов является законной.
Статья: Как правильно действовать, если звонят коллекторы?
Коллекторы звонят не только должникам, но и предпринимателям, которые, например, выиграли тендер и подписали контракт на поставки. В первую очередь необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику. Ведь отдавать долг в любом случае придется, а вот условия выплат во многом зависят от заемщика. Существуют официальные коллекторские агентства, где работают профессионалы своего дела. Важно понимать, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого, и поэтому оптимальным вариантом будет объяснить сотруднику коллекторского агентства свое финансовое положение и вместе разработать схему платежей. Отметим, что, скорее всего, она будет выгодней и лояльней, чем у банка.
Это точно не стоит делать, если звонят коллекторы: сбрасывать звонки, хамить собеседнику, менять сим-карту. Не стоит пытаться убежать от долга, уехав в другой город или страну, потому что коллекторы просто обратятся в суд. После вынесения решения суда в дело вступают судебные приставы, у которых полномочия значительно шире, а методы работы менее деликатные.
Вот еще один вариант, который не стоит использовать - взять новый кредит для оплаты старого. Но после проверки кредитной истории ни один банк не выдаст должнику заем. Не откажут лишь микрофинансовые организации, начисляющие порой сотни процентов годовых. Но это решение не является долгосрочным и не решит проблему, так как, даже если должнику удастся правдами и неправдами рассчитаться со всеми долгами, для банков он навсегда останется ненадежным клиентом. Там работают опытные люди, которые знают все подобные схемы, так что новый кредит, даже через годы, такому человеку будет взять очень сложно.
Кроме того, помимо лояльных условий выплат, некоторые компании могут простить заемщику большую часть долга, вплоть до 80%. Разумное и адекватное поведение поможет должнику разрешить ситуацию с минимальными моральными и материальными потерями. Коллекторские агентства тоже не заинтересованы в доведении дела до суда, поэтому они готовы идти навстречу клиенту.
Фото: freepik.com